Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



Калицов Солтан Гетагазович


Калицов Солтан Гетагазович
(1922-1998)
Генерал-майор инженерно-технической службы
Начальник Иркутского ВВАИУ 1970-1982 гг.

Генерал-майор инженерно-технической службы Солтан Гетагазович Калицов родился в апреле 1922 года в се лении Дигора. Его поколение росло и мужало в конце тридцатых, в годы индустриализации страны, бурного развития техники, и авиации в частности. В 1938 году Солтан закончил девять классов, а через год - рабочий факультет сельскохозяйственного института.
Развитие авиации, исторические полеты Чкалова, Громова и других асов советского воздушного флота, как и его решающая роль в освоении Арктики, будоражили вообра-жение, и множество молодых людей мечтало о полетах, о покорении небесного океана. Мечтал об этом и Солтан. Однако в отличие от других его интересовали не столько полеты, сколько техническое устройство самолета и возможности его совершенствования. А было Калицову в ту пору только 17, и поэтому в летное училище его не принимали.
Ждать и терять год не хотелось, и он поступает в Киевский инженерно-строительный институт. Учился Солтан отлично, но профиль учебного заведения имел весьма отдаленное отношение к авиации и интерес к учебе постепенно угасал.
Цельная натура Солтана Калицова жаждала осуществления своей мечты, и потому через год он оставляет этот вуз и переходит в Киевский авиационный институт имени Ворошилова. Естественно, содержание обучения в этом вузе было ближе к цели, однако и этот выбор далеко не полностью соответствовал его исканиям. Именно в поисках путей к поставленной цели со всей полнотой проявился характер Калицова.
В 1941 году Калицов уехал в Сталинабад, где в ту пору находилось прославленное Харьковское военное авиационное училище, которое он окончил в 1942 году и получил диплом по специальности - преподаватель по теории авиадвигателей.
Казалось бы, что могло дать ускоренное обучение в училище? Вопрос, конечно резонный, но надо учитывать то, что училище, во-первых, славилось профессионализмом состава преподавателей, во-вторых,- своими славными традициями, а главное - содержанием обучения. Наконец-то Солтан Калицов вплотную подошел к цели - изучению авиационных двигателей, которые, в конечном итоге, определяют действенность стальной птицы.
В августе 1943 года Калицов прибыл в полк штурмовой авиации Брянского фронта, войска которого в то па мятное время вели усиленную подготовку к Курской битве Готовился к ней и противник, сосредоточив в том направле нии огромное количество танков, артиллерии и авиации Фашисты были полны решимости взять реванш за поражение под Сталинградом.
И, естественно, Курская битва 1943 года имела своей це лью сорвать крупное наступление немецко-фашистских войа и разгромить стратегические группировки противника.
Гитлеровское командование придавало огромное зна чение этой операции, так как поражение войск в Сталинград ской битве подорвало военную мощь и моральный дух армии и населения Германии. Значительно упал ее престиж в странах-сателлитах. Чтобы улучшить внутриполитическое положение рейха и предотвратить дальнейший распад фашистского блока, немецкому командованию было крайне важ но овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны на Востоке в свою пользу.
Немцы поставили задачу окружить и уничтожить вой ска Центрального и Воронежского фронтов, а затем нане сти удар по тылу Юго-Западного фронта. Задача была мае штабная, и для ее выполнения были привлечены отборньк войска вермахта и наиболее опытные генералы. На Курс ком направлении в составе ударных группировок былс сосредоточено 50 дивизий, из них 16 танковых и моторизованных, что составляло 70% всех танков, 20% пехоты, 65% всех боевых самолетов. В абсолютных цифрах это выглядело следующим образом: 900 тысяч человек, 10 тысяч орудий и минометов, 2700 танков и штурмовых орудий и более 2050 самолетов. При этом следует подчеркнуть что военная техника была представлена новейшими типами танков «Тигр» и «Пантера», штурмовыми орудиями«Фердинанд», самолетами-истребителями «Фокке-Вульф 190-А» и штурмовиками «Хейнкель-129».


Автор счел возможным привести эти статистические данные потому, что именно они помогают представить, с одной стороны, вражескую мощь, а с другой - титанические усилия, которые предстояло предпринять Советской Армии. Успех войск на Курском направлении в значительной степени зависел от массированных налетов нашей штурмовой авиации и, как следствие, уничтожения живой силы и техники.
Дни и ночи, порой неделями без сна и отдыха авиатехник Солтан Калицов готовил самолеты к бою. Влюбленный в стальную птицу и изучивший до винтика устройство машины, он относился к ней, как к живому организму, от которого зависели судьба летчика и успех полета.
Словесно невозможно выразить ту степень ответственности и требовательности, которую испытывал к себе Калицов, готовя машину к полету. Чувствовали и понимали это и пилоты. Снаряжение и контрольный осмотр самолета, проведенные Калицовым, были гарантией исправности машины, и это вселяло уверенность в действия летчика.
Здесь уместно сказать о том, как глубоко уважали молодого авиатехника летчики не только Брянского фронта. Это имело место и в грядущих боях на Втором Прибалтийском, на Третьем Белорусском и Первом Украинском фронтах.
Можно, не боясь преувеличения, утверждать, что немалый вклад в дело победы авиации над жестоким и коварным врагом внес отмеченный правительственными наградами самоотверженный воин Солтан Калицов.
Закончилась Великая Отечественная война и, наконец, осуществилась давняя мечта Калицова: с 1945 по 1951 г., он прошел полный курс обучения в Военно-воздушной акдемии имени проф. Н. Е. Жуковского. Так огромный практический опыт, полученный на войне, был подкреплен великолепными теоретическими основами.
Любовью к делу, к поиску путей осуществления мечты - дарить людям мир и счастье - Всевышний щедро наградил Солтана Гетагазовича Калицова, одного из замечательных представителей осетинской военной интеллигенции.

По материалам книги Г.Т.Дзагуровой. “ СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА”
Владикавказ, “Проект-Пресс”, 2003.






[ Вернуться назад ]

Командный и преподавательский состав Иркутского ВВАИУ (ВАТУ)

Copyright © от ИВАТУШНИКИ.RU - (2606 Прочтено)


     Случайные фото

S5002100.JPG



47д Ту-22М .jpg



2 DSCN5113 копия (3) ...



28.jpg



Юбилейный ВЫПУСК 199 ...


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 72
Своих: 0
Всего: 72

     Наши новости

ИВВАИУ (ВИ)
[ ИВВАИУ (ВИ) ]

·День Советской (Российской)армии и ВМФ
·Первое в Сибири Суворовское училище
·92-я годовщина образования ИВВАИУ
·7 декабря день Авиацинной Инженерной Службы (ИАС)
·В Иркутске состоялось торжественное построение в честь 91-й годовщины ИВВАИУ и ч
·план мероприятий в честь 91-й годовщины нашего училища
·ФОТОАЛЬБОМЫ
·С Новым годом
·Память жива
·90 летний юбилей ИВВАИУ
·На встречу 90-летия ИВВАИУ




создать бизнес
PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.30 секунды