| Знаменитости ИВВАИУ: Иркутское ВАТУ 1968 г. |
Четверть века отделяет нас от памятной весны 1945 года, когда под мощными ударами Советских Вооруженных Сил рухнула фашистская Германия.
Великая Отечественная война для нашего училища была важным этапом его истории. С первых дней войны Иркутская военная школа авиационных механиков стала направлять в действующую армию большое количество офицеров, сержантов. В ожесточенных боях и сражениях за свободу и независимость социалистического Отечества выпускники училища проявили массовый героизм и пока¬зали немало примеров беззаветной стойкости и отваги. Они с честью выполнили свой священный долг перед Родиной и вписали много ярких страниц в летопись боевой славы нашей авиации, в историю училища.
Победа советской авиации ковалась не только в воздухе, но и на земле. В летний зной и зимнюю стужу, в дождь и метель, в распутицу и бездорожье, нередко под огнем противника, личный состав инженерно-авиационной службы, тыла ВВС, частей связи и других авиационных служб готовил к боевым полетам авиационную технику, обеспечивал всем необходимым боевые действия ВВС, ремонтировал и восстанавливал материальную часть, проявляя самоотверженность и трудовой героизм. Во многих победах был заложен и огромный труд выпускников нашего училища—верных сынов и дочерей своей Отчизны.
Автор данной брошюры описывает кратко жизнь и боевую деятельность отдельных воспитанников училища, тех людей, ратные дела которых не описаны в книге „Иркутское военное авиационно-техническое училище", являющейся историей одного из старейших военно-учеб¬ных заведений Советских Вооруженных Сил.
Майор запаса ЦВЕТКОВ Вадим Федорович
В стенах Иркутской военной школы авиационных ме¬хаников начал в 1940 году свою профессиональную биогра¬фию авиатора Вадим Федорович ЦВЕТКОВ. „Сданы вступительные экзамены, началась курсантская жизнь, — вспоминает В. Цветков. Все курсанты включились в стреми¬тельный ритм жизни училища. Занимались по 10—12 часов в классах, делали марши по 10—12 километров. Недаром училище славилось отличной строевой подготовкой и на¬ходилось в авангарде военных праздничных парадов.
В большом почете была строевая песня. Она снимала усталость, бодрила, роднила наш коллектив. Особенно по¬пулярной была песня „Любимый город". Когда рота в чеканном ритме входила на территорию расположения ка¬зарм, то кирпичные стены корпусов как бы подпевали нам:
„Любимый город может спать спокойно ... ".
Хорошую закалку полу¬чили мы в стенах училища, как специальную, так и фи¬зическую. Этому способство¬вали строгий режим, суровая дисциплина, напряженный учебный ритм. За все это я приношу благодарность сво¬им учителям - командирам, преподавателям, инструкторам: полковнику Мальцеву, майору Балацкому, старшему лейтенанту С. И. Озерко-вой и многим другим".
Весной 1941 года окончена Иркутская школа авиамехаников. В новой форме, с эмблемой на левом рукаве, сержантскими знаками различия с волнением подходили к проходной одного из подмосковных авиагарнизонов вы¬пускники. Их было шестеро: Вадим ЦВЕТКОВ, Борис ГЛАДЫШЕВ, Иван ЕСИПОВ, Федор НЕГРОЗОВ, Филипп УСАТЮК, Василий ФРОЛОВ. Все они — воспитанники Ир¬кутской школы авиамехаников. Отныне их домом стал 177 истребительный авиационный полк.
Прибывших из Иркутской авиашколы специалистов распределили по Эскадрильям и звеньям. В. ЦВЕТКОВ, Ф. УСАТЮК и Ф. НЕГРОЗОВ попали в первую эскадрилью, в звено младшего лейтенанта Виктора Васильевича ТАЛАЛИХИНА. Иван ЕСИПОВ был избран секретарем ком¬сомольской организации полка. Много раз приходилось в период Великой Отечественной войны готовить к по¬лету машину В. ТАЛАЛИХИНА механикам В. ЦВЕТКО-ВУ и Ф. НЕГРОЗОВУ.
— Это считалось почетным заданием, так как ТАЛАЛИХИН уже тогда считался среди летчиков признанным мастером воздушного боя, — вспоминает Ф. НЕГРОЗОВ.
Едва механики успевали закончить работу, как к машине уже спешил ТАЛАЛИХИН.
— Самолет к полету готов, товарищ младший лейтенант, — докладывал я.
— Готов? — пожимая мне руку, спрашивал он. А ну посмотрим ... И лично проверял машину, Проверив, говорил: „Все в порядке, товарищ НЕГРОЗОВ. И шутливо добавлял: „Ну, что ж полетим?"
— Полетим, товарищ младший лейтенант, — с готовностью отвечал я, — хотя прекрасно знал, что никогда не полечу, что мне придется оставаться на аэродроме и нетер¬пеливо поджидать возвращения ТАЛАЛИХИНА, которо¬му мы готовили с В. ЦВЕТКОВЫМ самолет.
б августа 1941 года на ночное дежурство заступил В. ЦВЕТКОВ. Подготовив тщательно самолет к вылету, он ожидал летчика. ТАЛАЛИХИН пришел в кожаном реглане и пилотке, к планшету был привязан шлемофон. ЦВЕТКОВ доложил командиру о готовности самолета к боевому вылету. Опытным взглядом летчик осмотрел самолет, и на лице его отразилось удовлетворение. Связис¬ты протянули к самолету полевой телефон. Летчик сел в кабину, ЦВЕТКОВ уютно устроился на правой плоско¬сти истребителя у телефона. За спиной через чехол чувствовалось теплое дыхание мотора, что-то внутри его потрескивало и переливалось, как в живом организме.
Командир сидел в ожидании, В 22 часа 55 мин. раз¬дался телефонный звонок с КП: „В квадрате 82, на вы¬соте 4000 метров самолеты противника. Запуск, взлет!".
Разрезав тишину, заработал мотор. ТАЛАЛИХИН поднял истребитель 'в воздух. Для механика наступило время томительного ожидания и тревог. „Что с командиром? Как ведет себя самолет?44— думал В. ЦВЕТКОВ.
Всю ночь не спалось. О ТАЛАЛИХИНЕ не поступи¬ло никаких сведений. Только утром стало известно: Вик¬тор ТАЛАЛИХИН совершил первый в истории авиации ночной таран.
2 сентября 1941 года М. И. Калинин вручил в Крем¬ле В. В. ТАЛАЛИХИНУ грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль „Золотая Звезда".
27 октября 1941 года в неравном бою он погиб, когда ему было 23 года.
— Многие из наших авиамехаников и авиаспециалистов мечтали стать похожими на своего командира, отом¬стить за его гибель, рвались в небо. Некоторым, в том числе и мне, удалось стать летчиком, — вспоминает ЦВЕТКОВ.
В. ЦВЕТКОВ в составе 177 и 233 истребительных авиационных полков прошел по многим фронтам Великой Отечественной войны в качестве авиационного механика, обслужил около 300 боевых самолето-вылетов. Ему при¬ходилось обслуживать самолеты И-16, ЯК-1, ЯК-7Б, ЯК-9, ИЛ-2. На обслуживаемых ЦВЕТКОВЫМ самолетах-истребителях летчиками Героями Советского Союза В.ТАЛАЛИХИНЫМ, А. АХМАМЕТЬЕВЫМ, П.ПАНИНЫМ, А. ПЕЧЕНЕВСКИМ сбито 11 вражеских машин.
В 1944 году В. ЦВЕТКОВ успешно переучился на летчика в Майкопской военной авиационной школе пило¬тов. После окончания школы он уничтожал в воздухе фашистские самолеты. Его назначили командиром звена, затем —эскадрильи. По-талалихински сражался ЦВЕТКОВ до конца войны с врагом. „Технические знания, приобретенные в ИВАТУ, явились солидной базой всех моих ус¬пехов на авиационном поприще и часто помогали мне в летной практике, и особенно в сложных ситуациях' —вспоминает В. ЦВЕТКОВ.
Полученные знания в Иркутской школе, в летном училище пригодились Вадиму Федоровичу, когда он уво¬лился из рядов Советской Армии. В 1960 году ЦВЕТКОВ ушел в запас. Но не ушел он из авиации, с которой сроднился на всю жизнь. При Одесском дворце пионеров ЦВЕТКОВ организовал клуб юных космонавтов. Вырастают крылья молодых, и этим крыльям помогает окрепнуть страстно влюбленный в авиацию майор запаса В. Ф. ЦВЕТКОВ, а свои „крылья." он приобрел в Иркутском ВАТУ.
Примечание:
Спасибо Тринько Юрию за предоставленную книгу.
Подписка на новости Иватушники.РУ
|
|
|
|
| |
Связанные ссылки | |
Рейтинг статьи | |
Средняя оценка: 5 Ответов: 2
| |
опции | |
|