Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Знаменитости ИВВАИУ: Рейс на войну

ИВАТУШНИКИКак все было в самом деле, как живется тем, кто, оставаясь верным военной присяге, с честью выполнил долг и мается, мается мыслями о той непонятной и непринятой войне вот уже двадцать первый год…?

…Ледяной ветер подгонял по протоптанной снежной дорожке. Хотелось побыстрее в тепло, в спокойную атмосферу и ленивые мысли. Ан, нет, покой не заладился сразу. Владимир Алексеевич Михайлин встретил меня во дворе и, заглянув в его глаза, поняла: никогда не настроится душа афганцев на равнодушие.

Биография аховая. Майор запаса, военный летчик, державший семь лет рейс на войну. А начиналась дорога в профессию в обычной Турковской средней школе, классный руководитель Валентина Степановна Шилина подтвердит: мальчишки в шестидесятых годах почти все мечтали «стать летчиком». Романтичная, ответственная и мужественная профессия приглянулась ребятам. А тут еще Советский Союз пробороздил космическое пространство. Вслед за Юрием Гагариным в космосе побывали экипажи смелых летчиков и даже женщина Валентина Терешковастр. Так чего тут гадать по поводу выбора будущего? Однозначно: небо и техника. Закончил Иркутское военное авиационно-техническое училище. Родители доверяли, только мама втихомолку, надеясь на сына и судьбу, молила: не разбейся! Командование огласило по списку: эти пятнадцать человек направляются туда-то, а эти, в том числе турковчанин Михайлин, на Чкаловский аэродром. Обживался, все по душе: военная дисциплина, порядок, друзья-товарищи. Пошел по карьерной лестнице вверх: техник, борттехник, бортинженер. И задания нравились, именно летным экипажам ставилась задача – возить особых пассажиров. Под понятием «особые» понимались не только высшие государственные и военные руководители, но и полярники, миротворцы, разведчики и другие лица, которые летают по необычным маршрутам, часто выбирая в качестве места посадки необорудованные аэродромы, не любят ждать погоды, предпочитают, чтобы информация об их перелетах не проникала в прессу. Особое назначение. Бесповоротно и крайне серьезно этот термин вошел в жизнь Михайлина в конце декабря 1979 года. Страна готовилась к встрече Нового года. Шампанское, бенгальские огни, елки, гирлянды кружились в безрассудном хороводе с мечтами и сказками. Но реальность вмешалась грубо и беспрецендентно, расставляя свои фигуры в нужном раскладе. Приказом эскадрилья была переведена на казарменное положение. Летные экипажи должны быть всегда «под рукой» и готовые через 10-15 минут по мере поступления задач подняться в воздух. Нет права расспрашивать, а интуиция и анализ ситуации подсказывал чрезвычайность и экстренность… Команда поступила кратко: ввод советских войск в Афганистан. Владимир неохотно возвращается памятью в прошлое. Телевизор, в котором программы о той, необъявленной войне в Афганистане, старается не смотреть. Как-то все либо преувеличено, либо гладко. У него свое, профессиональное отношение к событиям.

- Война – это работа…
- Но, позвольте, страшно, ведь либо ты, либо тебя…
- Мы, имею ввиду профессиональных военных, приняли присягу и обязаны подчиняться приказам, которые, как известно, не обсуждаются. И потом: к началу афганских событий я был далеко не мальчик – 33 года… и кадровый военный.
- Разве такой большой возраст?
- Но вы забыли: в окопах находились девятнадцатилетние мальчишки-срочники, ни сном ни духом не знавшие законов военной игры.
- Когда ощутили сложность обстановки?
- Когда спецрейсом в Афганистан была переброшена группа «Альфа». Транспортная авиация не вдавалась в подробности, выполняя приказ: надо, понимая при этом: кампания затяжная. Да, но должен напомнить: лично я в атаку не ходил и в окопах не сидел…
- Что же вы делали?
- Совершал рейсы на войну и обратно. Семь лет маршрут не менялся.

Семь лет. Пытаюсь навскидку в пространстве представить реальность и терпение, и мужество, но не получается. Крутится белеберда в голове: здесь мир и страна в застое, там – кровь, гибель, трагедия… Спрашиваю почему-то: «Как же родные среагировали?» Ответ обескураживает: «А никак. Работали по маршруту строгой секретности: выполняли задание».

Во время афганских событий авиация Чкаловского аэродрома обеспечивала постоянную линию Москва-Кабул, летчикам-транспортникам приходилось летать в Афганистан, нередко подвергаясь обстрелам. Сюда приземлялись печально известные «черные тюльпаны» с погибшими. Пилоты имели высочайший профессионализм, сажая те же ТУ-134 в сумерках, при нижней кромки облачности, на аэродром, где не работали радиотехнические системы обеспечения посадки и т.д. Факты будто из прошлой жизни. Впрочем, не из прошлой, из чужой. Пока мы здесь хороводились со своими «люблю – не люблю», в сорока пяти минутах лета от Ташкента наши парни, наши мужчины, под стать отцам – участникам Великой Отечественной войны, проявляли героизм и патриотизм в Афганистане. До Ташкента лету 4 часа. Значит разрыв в вековых традициях, национальных взглядах всего в рамках пяти часов.

Эту разницу Владимир за все годы так и не научился воспринимать равнодушно.
- Ваше восприятие Афганистана?
- Делая перелет, попадали в самое что ни есть средневековье, в какой-нибудь 1572 год. Подчинение полное вождю-баю, хитрый народ, за спиной всегда ножик. И никакое построение социализма там не возможно по принципу: прилетели, собрали партийное собрание, проголосовали все «за».
Афганистан – это большой урон по экономике, вбухали туда столько средств, ресурсов, жизней… Наше поколение, которое по рассказам старших знало войну, никогда не думало, что реально окажется на передовой боя и что такой затяжной будет развязка. Понимание всего случившегося приходит с годами. С соседями лучше жить в мире.

- По какому маршруту летали?
- Направление – Кабул.
- Видела в рекламе их горы...
- Имеете ввиду картинки к фильму «Кандагар»? Так разве это горы. Кандагар – юг Афганистана, там пустыня. А горы жутки, особенно для летчиков, в направлении на Кабул.

ФАКТЫ

К началу 1980 года авиационная группировка в Демократической Республике Афганистан была представлена 34-м смешанным авиакорпусом и состояла из двух авиаполков и четырех отдельных эскадрилий. Они насчитывали 52 самолета.
Летом 1984 года в состав ВВС-40-й армии входили… плюс транспортный полк и вертолетные части. Первый случай боевого столкновения авиации 40-й армии с самолетами сопредельных Афганистану произошел в апреле 1982 года.

Первый воздушный бой зафиксирован 17 мая 1986 года. …В чем заключалась главная задача транспортной военной авиации? Взлететь и сесть. На данном этапе самолет является уязвлимым. Сложнейшие горы, короткая посадочная полоса, аэродром не подготовлен для приема больших самолетов. Каждый член экипажа – ас. Требовалось умение увернуться, чтобы не зацепиться за горы и уйти от возможного обстрела с земли. Основные потери советская авиация несла от огня с земли. Наибольшую опасность при этом представляли переносные зенитные ракетные комплексы, поставляемые моджахедам американцами и китайцами.

- Владимир Алексеевич, расскажите, с кем летали и зачем?
- Экипаж состоял из шести человек, состав не менялся, всегда были рядом. Это значит, выпадала пора отпуска – все вместе. За весь мой афганский период летал в составе пяти-семи высокопрофессиональных экипажей. С добрым чувством вспоминаю командира Вячеслава Петровича Зубарева. Он был лет на пятнадцать старше меня. Культурный, высокообразованный, очень берег каждого из нас. Для меня он стал отцом. Я верил и надеялся на него, он – на меня. Хочу особо отметить, как это важно: верить и надеяться на того, кто рядом с тобой, или за плечом стоит. На войне надежный товарищ – залог твоей жизни.
Аэродромы Афгана встречали неустроенностью. Приходилось ночевать в сооруженных модулях, где жесткая кровать, матрац с подушкой без постельного белья, громадные перепады температуры. Днем – жара, ночью холод. Повторюсь, транспортную авиацию могли принимать не все аэродромы. Отсталость во всем.

ФАКТ

Командующий афганских ВВС Мир Гаусуддин однажды признался, глядя на проходящий караван кочевников-пуштунов: «Советские дети рождаются под шум телевизора, не умея говорить, они уже умеют включать свет и магнитофон, дергают за руль автомобиля. Когда они вырастут, им не страшно оторваться от одной ручки управления и взяться за другую. А наши дети отрываются от хвоста ишака или верблюда…»

- Владимир Алексеевич, но что же вы перевозили и каков график полетов?
- Полеты совершались по мере поступления задач. Перевозились грузы, специалисты, военные, раненые и… убитые. Маршрут в основном укладывался в один день. Остановка в Ташкенте на дозаправку и – вперед. Все самолеты были оснащены современным оборудованием, позволяющим выполнить воздушные перевозки днем и ночью в сложной метеорологической обстановке при сильном противодействии ПВО противника. Наша военно-транспортная авиация была единственной связью с Родиной.. Афганистан не имеет ни железных, ни автомобильных дорог. Всего экипажи выполнили почти 27 тысяч самолетов-рейсов и перевезли свыше 880 тысяч человек личного состава и 426 тысяч тонн различных грузов.
- Самый тяжелый груз, с которым приходилось возвращаться?
- …(молчит), с трудом: доставка погибших ребят…
Много раненых перевозили. Доставляли в госпитали, расположенные в Ташкенте, Свердловске, Новороссийске, Киеве, Минске, Москве. Наши врачи, конечно, проявляли примеры героизма, но тяжелораненым нужны были стационары, оборудованные современной медтехникой, потому доставляли солдат по распределению.
- Владимир (спрашиваю робко), а что это за папка на журнальном столике?
Позволяет открыть. Собраны документы, подтверждающие причастность Михайлина к афганской войне. А вот «Благодарственная грамота» Первого заместителя министра обороны СССР К. Кочеткова за безупречную службу, вот «Почетная грамота Президиума Верховного Совета СССР: «Воину-интернационалисту за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга».

…А на военном мундире – ряд боевых наград. Ну как же я забыла их рассмотреть? Впрочем, разве дело в наградах… Они-то даны за мужество и летное мастерство. За то, что ни разу при получении задачи – лететь в Афганистан,- не побежал в медпункт за больничным, не испугался чужой страны, где выстрел ждал за каждым углом, за то что ни разу в ход не пустил личный автомат, а значит не пошли в расход жизни, за то, что вернулся живым с войны и несет свою память по мирной жизни вот уже 21 год. Подрастают дети, по весне одевается в роскошь сад и готовятся спиннинги к рыбе, только все по-прежнему с ним: Чкаловский – Кабул – Россия.



Примечание: автор: Наталья ЖОГОЛЕВА http://www.saratov-media.ru/ag.php?Month=2&Year=2010&Day=12&id=32

Подписка на новости Иватушники.РУ

Все новости на Иватушники.РУ
Юбилейная символика



 
     Связанные ссылки
· Больше про ИВАТУШНИКИ
· Новость от markos


Самая читаемая статья: ИВАТУШНИКИ:
Розыск друзей, знакомых, сослуживцев


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

IMG_0280.JPG



26.014.JPG



25062006(001).jpg



21~3.jpg



2.JPG


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 122
Своих: 0
Всего: 122

     Наши новости

ИВВАИУ (ВИ)
[ ИВВАИУ (ВИ) ]

·День Советской (Российской)армии и ВМФ
·Первое в Сибири Суворовское училище
·92-я годовщина образования ИВВАИУ
·7 декабря день Авиацинной Инженерной Службы (ИАС)
·В Иркутске состоялось торжественное построение в честь 91-й годовщины ИВВАИУ и ч
·план мероприятий в честь 91-й годовщины нашего училища
·ФОТОАЛЬБОМЫ
·С Новым годом
·Память жива
·90 летний юбилей ИВВАИУ
·На встречу 90-летия ИВВАИУ




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.38 секунды