Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Рассказы иватушников: Сражения внутри Советской Армии (отрывок из книги)

Статьи ИВАТУшников1954 год. Иркутское военное авиационно-техническое училище. Стояла весна. Приближался День Победы. Седьмого мая в двенадцать дня в клубе училища торжественное со¬брание личного состава. Преподаватели — офицеры все пришли при орденах и медалях. Мы, курсанты второго года обучения на уроке конструкции самолета. Конструкцию самолета нам преподает майор технической службы Муравьев. Средний рост, хорошо упитан, под мундиром живот средней округлости. Аккуратен, предмет свой знает и строг. В начале урока в дверях появился майор Муравьев. Мы ахнули! Обе стороны груди все в орденах и меда¬лях. На правой стороне два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны. На левой стороне груди орден Боевого Красного Знамени, орден Славы и шесть медалей.

Дежурный докладывает:
— Товарищ майор! Шестьдесят шестое учебное отделение прибыло на занятие по Конструкции самолета. Присутствуют все. Дежурный – курсант Щербаков.

Я не могу оторвать взгляда своего от ордена Боевого Красного Знамени на груди майора. По рассказу моего дяди Зайни Вильданова, фронтовика почти четыре года не покидавшего окопов, мне известно, что орден Боевого Крас¬ного Знамени самый уважаемый и любимый настоящими фронтовиками. Им награждают за настоящий подвиг. Неожиданно прошу Муравьева:
— Товарищ майор! За что Вас наградили орденом Боевого Красного Знамени? Расскажите, пожалуйста!?
Мое обращение без разрешения вызывает недовольство майора.
— Товарищ курсант! Нужно получить разрешение, чтобы задавать вопрос, и только после этого нужно спра¬шивать!
Но курсанты уже гудят, присоединяясь к моей просьбе:
— Това-арищ майо-ор! Пожа-алуйста-а!
— Расскажи-ите!
Нам очень хочется послушать майора. Ведь техников и механиков авиационных орденом Боевого Красного Зна¬мени не награждали. В большинстве случаях за то, что «гайки крутили» их награждали орденом Красной Звезды и медалями. А тут орден Боевого Красного Знамени! Через два дня День Победы и девять лет как война кон¬чилась!

Муравьев некоторое время молчком смотрит на нас и сам себе тихонько задает вопрос:
— А урок? Нужно же сегодня изучать рули и элероны самолета! А?! Мы хором шумим:
— Описание самолета имеется. На самоподготовке изучим все!
Курсант, бывший шахтер, младший сержант Кукарцев встает:
— Мой отец не вернулся с войны. Товарищ майор, пусть этот урок будет уроком воспоминания погибших на фронте. Расскажите нам, за что Вас наградили этим орденом!

Майор изменяется на глазах. Посуровел немного, а гла¬за стали тоскливые-тоскливые.
— Ладно, ребята! Слушайте! То, что вы сейчас услы¬шите, нигде не прочтете! Только, чур! Не распространяйтесь, что от меня услышали. О Харьковской катастрофе сорок второго года пока нигде не пишут.

Мы обещали:
— Никому не скажем!
И майор нам рассказал удивительную историю. Эта история произошла за два года до подвига старшего лейте¬нанта Девятаева, улетевшего с товарищами из немецкого плена. Майор был рассказчик отменный:
— Была ранняя весна сорок второго года. Наше коман¬дование предприняло большое наступление на юге в районе Харькова. Об этом наступлении пока нигде не пишут. Потому что это наступление провалилось и, мы бежали летом до Волги, аж до самого Сталинграда. Сталина нет уже больше года, может быть начнут писать настоящую историю войны. У фронтовиков эта битва весны сорок вто¬рого осталась в памяти как Харьковская катастрофа. Мы весной начали наступление под Харьковом. Даже заняли его. Немец наши весенние планы наступления заранее уз¬нал через свою разведку. Ждал нашего наступления, загнал нас в мешок и окружил полностью наступающие войска...
Тоскливые глаза Муравьева и не видят нас. Он там, в сорок втором году на полях сражений на Украине, под Харьковом.
— Там степи, чернозем. Есть овраги, леса небольшие. Наш аэродром был расположен на юго-востоке от Харькова в тридцати — сорока километрах. Мы — бомбардировочная авиация. Немец нас бомбит. Но мы тоже крепко сражаемся, его тоже бомбим. Но за последние две недели у нас на аэро¬дроме остались всего одиннадцать самолета. Потери были большие. Улетают ребята бомбить и не прилетают больше. Будто и не было их на свете. Однажды к вечеру командир дивизии построил нас всех между двумя землянками. Дело к вечеру. Утром всех на¬ших техников, механиков, солдат на трех грузовиках отпра¬вили на восток. Они должны были пробиваться к своим. Что мы в окружении — уже не секрет ни для кого. Прово¬дить их проводили, но мы в кольце. Вряд ли они пробились из окружения. Я потом до конца войны никого из них не встретил.
Никто из них не вышел из котла. А мы техники и меха¬ники остались последняя группа — одиннадцать человек. Один старший лейтенант, два лейтенанта и восемь механи¬ков — сержанты, старшины...
Из курсантов кто-то спросил
— А Вы, товарищ майор, кем были?
— Техник-лейтенант я был тогда.
Да-а! Готовим мы остатки самолетов к полетам, заправляем горючим, бомбы вешаем, пушки-пулеметы заряжаем, кушать готовим. Гражданских всех отпустили: спасайтесь сами! Ладно. Построил нас командир дивизии. Опустил го¬лову и тихо так говорит:
— Сейчас будет последний вылет из этого аэродрома. Больше сюда не прилетаем. Бомбим тракторный завод Харькова. Наши его оставили. После бомбежки на восток, к Сталинграду. На другой аэродром. Лишние из летного состава в штурманские кабины и в бомболюки. Техникам и механикам есть одна полуторка. На ней на восток. Своим ходом. Командир ваш – старший лейтенант Березкин.

Березкин сразу вопрос задает:
— Товарищ полковник! Не бросайте нас! Забирайте в бомболюках. Пропадем мы на дорогах — фашисты нас уничтожат
! — Нет, Березкин! — отвечает комдив. — Сверху приказ — бомбами нагрузиться максимально и забирать только летный состав. Не имею права нарушать приказ.
— Бросаете нас!?
— Нет, не бросаем! На автомашине выбирайтесь! Боль¬ше не задавайте вопросов. Все! Улетели наши соколы-летчики! Бросили нас! Березкин посадил нас на траву и говорит:
— Мы ребята из этой каши, то есть с окружения на этой полуторке не выберемся. Уже второй день с востока не слышно кано¬нады — немец далеко ушел. Небо — у немца. Уничтожат нас запросто! Что будем делать? Давайте предложения.
Помолчали немного и начался спор. Никто не хочет умирать или в плен попасть. А пути выхода из окружения нет. Только старая полуторка у нас. Кто-то предлагает ра¬зойтись по украинским селам, кто — давайте попарно, пеш¬ком и на восток. Партизанить — лесов нет! Шофер — укра¬инец. Молчит. Его спрашиваем: что ты дядька думаешь? А ему под сорок. У него одна думка:
— Машину я не брошу. Если я без машины и выйду к своим — расстреляют. За то, что машину бросил.
До того накричались, голоса начали терять. И тогда один из механиков заговорил. Ростом средний, худощав, фами¬лия Харламов по прозвищу Пижон. Очень большой люби¬тель был одеваться. Даже на комбинезон пришивал белый подворотничок.
— У меня есть интересное предложение. Послушайте.
И предлагает:
— На краю аэродрома завалено много неисправных наших самолетов. Побиты они и снарядами немецкими, и бомбами и разбиты при посадке. Давайте за ночь соберем из них один самолет. И улетим на нем утром. Набьемся в кабину штурмана, в бомболюк, двое сядут в кабины стрелков-радистов...
Вот тебе на! Соберем самолет! Полетим! Легко сказать! Собрать соберем! А где взять летчика? Не посадишь же механика или техника за штурвал самолета?!
Кто смеется, кто матюкается на предложение Хар¬ламова. Я его спрашиваю:
— А летчика где найдем? Его же нет у нас. Сказал бы, пока летчики же улетели. Мы бы у комдива одного выпро¬сили бы...
А он, оказывается, обдумал свое предложение до конца. Улыбается мне:
— Когда самолет соберем, заправим, проверим — потянем жребий. На кого выйдет, тот летчик. И тот сядет за штурвал самолета.
— Жребий то потянем. А если «тот летчик» не сможет взлететь?
— Другого посадим. Если и он не сможет — то третьего...
Посерьезнел Харламов:
— Вспомним поговорку летную: «Взлет прост, полет скучен, посадка опасна». Взлетим. Не бойтесь. А посадка? Произведем посадку, как-нибудь. Зато гарантия: в плен не попадем!
— Все же, как посадим самолет?
— Лететь надо до окончания горючего. Тогда самолет становится легким. Выпусти закрылки до конца и садись. Что же тут сложного?
Все замолчали, думают. Прошли около 5—6 минут. Встает Березкин:
—Я — ваш командир. Решение мое такое: самолет со¬берем, летчика — по жребию. Харламов прав. Молодец он. Остаться живыми, шанса почти нет. А что в плен не попа¬дем — шансов на все сто! На автомашине не прорвемся. Любой немец одиночка с автоматом — нам хана!
Все работаем! Собираем один самолет! Потом, кто не хочет, может остаться. Что делать — его забота. Неволить лететь не будем.
Я поднялся:
— Товарищ командир! Если решили лететь, то машину отправляй сейчас же. Кто хочет, пусть на ней уезжает. Ра¬ботая, могут передумать лететь. Пусть сейчас уходит, кто хочет. Полуторку отпустили. Все остались. Шофер попрощал¬ся с нами. Забрал четыре бочки бензина авиационного, четыре ящика консервов мясных, несколько буханок хле¬ба и уехал. Сели, хорошо, плотно покушали, выпили крепкого, почти черного чая и принялись собирать самолет. Выбра¬ли один бомбардировщик СБ-2. Шасси целое, разбит пол¬ностью левый двигатель, половина кабины штурмана нет. И разные негодности по мелочи. Всю ночь работали. Каби¬ну заделали кое-как, двигатель поставили с другого разби¬того самолета. Оказывается, нет ни одного бака горючего — сняли на другие самолеты. И их поставили — нашли. Колес нет — тоже нашли. Собрали полностью. Сделали предполетный осмотр — все в норме. Запустили двигате¬ли, погоняли на всех режимах — работают отлично.
Покончили с работой, помылись, побрились и собрались под крылом самолета. Один лист бумаги разделили на одиннадцать частей. На одной написали «ас-летчик», на других «техник-механик». Свернули в цилиндрики и бросили все в фуражку Березкина. Потом номера на один¬надцати листочках написали номера с единицы до один¬надцати. Это для порядка вытаскивания жребия. Мне по¬пался «4». Встали по порядку номеров в очередь. Фураж¬ка в руках у Березкина. Цилиндрик вытаскивать не глядя в фуражку!
Вытянули передо мной трое. И всем попало «техник-механик». Все радуются как дети — он не летчик! Полез я четвертым. Вытаскиваю, раскрываю и, потемнело перед глазами — «ас-летчик» мне! Чуть не упал! «Мышон¬ке смерть, коту смехи!» — все радуются! Все, кроме меня! Ладно. Трое сели в кабину штурмана. По одному в ка¬бины стрелков-радистов. Итого пять человек. Остальные пять набились в бомболюк. Сделали там из досок себе напо¬добие нар. Я сел в кабину летчика. Завел двигатели, пого¬нях их, стронул с места и проверил тормоза. Стремянку откинул как только сел. Тронул самолет с места и пошел на взлетку. Взлетать нужно против ветра. А его нет в то утро. Солнце только начал показываться с горизонта. Перед по¬летом покушали немного, а я только чая попил. Не идет пища в горло. Иду по рулежке к взлетной полосе. Газ увели¬чиваю, самолет идет быстрее. Газ уменьшаю — самолет, тоже замедляет ход. Хорошо слушается. Поставив самолет в на¬чале рулежки, выпустил закрылки на 30˚. Нажал тормо¬за и начинаю увеличивать обороты обоих двигателей. Са¬молет начинает приседать и нос опускает, хвост приподни¬мает. Набрал хорошие обороты и отпустил тормоза. И... мой самолет побежал по взлетке вперед. Бежит, бежит! Быстрее и быстрее. Пробежал так половину аэродрома и я начал плавно тянуть на себя штурвал. То есть рули высоты даю вверх. И вдруг чувствую, самолет перестал трясти от бега и земля подо мною уходит вниз. Ну, будто падает. Я еще не понимаю, а в кабине штурмана те трое «ура» кричат! Тут и я понял — взлетаем мы! Ур-ра-а! Мы в небе! Все проверил. Шасси и закрылки убрал. Штурвал даю направо — налево — устроил болтанку. А в кабине штурмана все равно «ура» кричат — взлетели и ле¬тим ведь! Самое главное удрать подальше от фронта! И лететь к солнцу, т. е. на восток. Забрался я на высоту один километр и держу эту высоту по высотомеру. Из передней кабины кричат: «Внизу Дон!»

Посмотрел вниз — действительно река какая-то. Еще с полчаса полетели, кричат: «Волга!» Точно, она матушка, Волга наша! Нужно садиться, а горючего еще много. Боль¬ше половины. Летим дальше. Еще с часу летел и начал ис¬кать место для посадки. Нашел широкое зеленое поле. Вро¬де подходит. Два раза облетел это поле. Деревня с краю. По дымам из труб определил, откуда ветер дует. Выпустил шас¬си и начинаю заходит против ветра на посадку. Только на¬чинаю газ убирать, самолет резко начинает подать. Из штур¬манской орут:
— Выпусти закрылки... мать!
Выпустил закрылки полностью. Опять начинаю спус¬каться. Самолет уже не так резко падает. Но страшно все равно. Земля на меня бросается как разъяренный тигр. Семь раз заходил на посадку и никак не посажу свой са¬молет. А в кабине штурмана мат русский стоит — ужас. Невозможно усидеть в кабине летчика. Пот течет, глаза застилает, весь мокрый я. На восьмой раз убрал шасси, газ потихоньку убирал-убирал и фюзеляжем шлепнул я само¬лет об землю. Метров сто прорыл самолет хорошую канаву и остановился. Кабина штурмана сразу открылся и кто, куда начали те трое бежать. Боялись, что самолет взорвется. А я, как только самолет стукнулся об Землю, оба двига¬теля выключил. Видят, что самолет лежит тихо, и дыма нет. Собрались около самолета. Открыли кабину летчика и вытащили меня. А я сидел боялся, вдруг изобьют. Не стали бить, а начали качать меня, в воздух бросать от радости и «ура» кричать. Из деревни народ бежит — женщи¬ны, дети. Сходили, притащили арканы. Зацепили за хвост и перевернули пузом вверх и выпустили остальных из бомболюка. Те тоже кричат «ура!»

Не стали обращаться к местным властям. Не хотели попасть в их руки. Вышли на большую дорогу и своим ходом двинулись к Сталинграду. Доехали, нашли свой полк на аэродроме. Полком командует бывший командир эс¬кадрильи. Капитан Гуреевич. Обнял нас. Поблагодарил и за работу. Немец на Сталинград прет.
Наградили нас. Мне орден Боевого Красного Знамени. Березкину и Харламову по ордену, остальным по медали «За отвагу!»
После Курской дуги заняли Харьков. И попали мы на тот же аэродром, откуда удрали весной сорок второго. Поле¬тали два-три дня, и что видим?! Появляется наш шофер на той же полуторки. Он от нас уехал прямиком к себе домой. А дом недалеко на Ворскле реке в деревне Доброивановка. Там и пожил с женой с детьми, пока наши не вер¬нулись. А машину спрятал в лесу и время от времени ходил проверял, заводил... Майор улыбается сожалеюще:
— Командир дивизии пытался представить меня на Героя Советского Союза. Но не вышло. Ему ответили: Кругом поражения, отступаем. Какой может быть Герой у тебя? Не глупи!
Улыбается майор Муравьев:
— Очень хотелось, конечно, быть героем. Но не смог им стать. А сейчас я уже старый и войны нет...
Добавляет:
— Среди авиационных техников, механиков я до сих пор не встречал другого человека с орденом Боевого Крас¬ного Знамени. Думаю, я единственный кавалер этого ор¬дена среди технического состава. Почти... Герой!!!

Этому рассказу в этом году пятьдесят лет. Слава памяти майора Муравьева!!!

Примечание: Автор – выпускник ИВАТУ 1955 года, полковник, доктор технических наук Зайнуллин Заки Лутфуллович. Отрывок из книги, Казань, 2007 г.
Юбилейная символика



 
     Связанные ссылки
· Больше про Статьи ИВАТУшников
· Новость от markos


Самая читаемая статья: Статьи ИВАТУшников:
Военное образование в США


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

Изображение~0.jpg



Иркутск . ВВС -100 Л ...



DSCF6330.jpg



Якимов В.В..jpg



image105.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 94
Своих: 0
Всего: 94

     Наши новости

ИВВАИУ (ВИ)
[ ИВВАИУ (ВИ) ]

·День Советской (Российской)армии и ВМФ
·Первое в Сибири Суворовское училище
·92-я годовщина образования ИВВАИУ
·7 декабря день Авиацинной Инженерной Службы (ИАС)
·В Иркутске состоялось торжественное построение в честь 91-й годовщины ИВВАИУ и ч
·план мероприятий в честь 91-й годовщины нашего училища
·ФОТОАЛЬБОМЫ
·С Новым годом
·Память жива
·90 летний юбилей ИВВАИУ
·На встречу 90-летия ИВВАИУ




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.42 секунды