Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Рассказы иватушников: Мои космические приключения или назад в будущее

Статьи ИВАТУшниковнаписал "1986год, мне почти 30-ть лет, заканчиваю академию, дописываю диплом и уже знаю, что попаду служить в ЦНИИ КС МО на должность МНСа, по выпуску мне присваивают капитана. Этому способствовали: отсутствие залётов в процессе учёбы, неплохой выпускной разряд (это учитывалось неукоснительно), какие-то попытки заниматься научной работой в области холодильной техники для нужд специальных фортификационных сооружений и изобретательством. Правда перед выпуском приезжал полковник трубопроводных войск без каких-либо знаков и наград на кителе, побеседовал и предложил остаться в Москве в подразделении одного из Главных управлений Генерального Штаба, пообещал научную работу и через год квартиру. А время было скверное - пришёл ЕБН руководить партийной организацией столицы и первым делом начал пинать военных за то, что превратили Москву в военный гарнизон.

Поэтому распределения выпускников академий в столицу сократили до минимума. Я с некоторым скрипом согласился, однако взяли другого выпускника – командира соседнего учебного отделения. А причина в том, что у меня не очень штабной почерк.

После отпуска приступил к работе и службе в НИИ. Обалдел от двух выходных и сидячей работы, два дня в неделю физической подготовка с 16-00, наряды –патруль, пом. деж. по части, помощником дежурного по гарнизону и по корпусу.

Квартиру настроили ждать около 8-ми лет, поэтому еще перед отпуском удалось снять комнату у хозяйки в трёхкомнатной квартире. На службе пришлось постигать неведомые ранее бюрократические науки. Работа с бумагами, как и любя другая требовала больших внимания, сосредоточенности и ответственности, а здесь всё закрытое. Замучили плакаты и схемы огромного формата, которые приходилось чертить в больших количествах, и которые представлялись потом на самые разные уровни, при этом отговорки по поводу плохого почерка не принимались. Самое поганое, что большая их часть была также закрыта, потому приходилось таскаться с огромным жестяным опечатывающимся тубусом, или баулом. Часто случались поездки с оружием или с документами в различные организации в/ч и штабы, старшинство по автотранспорту, встреча комиссий. Штатно - текучка – квартальные задания, изобретательство, соц. обязательства, отдельская стенгазета, различные собрания, политинформации, похороны ветеранов, работа агитаторами и т.д.

Через пару лет поднаторел немного в деле, поэтому и полегче стало. Начал, как исполнитель разбираться в блокнотах закрытых телеграмм, позывных спецсвязи, взаимоотношениями с машбюро и в таких тонкостях, как обращаться (как исполнитель) в письме в различные по уровню и статусу организации. Например: в вышестоящие - «представляю», в равные – «высылаю» и в нижестоящие – «направляю». Пару раз слетал на Байконур, где проводились Государственные испытания комплекса «Зенит» с РН среднего класса, за который я отвечал в отделе.

Название комплекса - «Зенит», появилось после того, как выпустили почти открытый вариант эскизного проекта (ЭП) в интересах продажи комплекса и последующего строительства космодрома для него на мысе Йорк, что на севере Австралии совместно с австралийским консорциумом «Кейп Йорк Эйдженси». На предполагаемой под космодром территории жили четыре фермерских семьи, которые были успешно переселены правительством со всеми компенсациями в другие районы континента на выбор. После них остались четыре больших усадьбы и четыре небольших частных ВПП.Нам, вместе с КБ- разработчиком наземки, пришлось в срочном порядке изучать возможные маршруты отправки сотен тонн технологического оборудования и технических систем морем, в частности через порт Ильичёвск, что под Одессой. Что интересно, в ЭП были прописаны даже количество и стоимость часов занятий с австралийцами по комплексу, включая занятия по его эксплуатации. Морской старт будет прорабатываться значительно позже, кажется с 93 года ребята из КБ- разработчика, что в Москве на Юго-Западной, уже готовились в командировки в Осло. Однако этому интересному периоду будут предшествовать две серьезных аварии РН «Зенит». При первой, на стартовом комплексе(СК)во время предстартовой подготовки, при заправке РН жидким кислородом взорвется насос жидкого кислорода, а при второй – стартующая ракета рухнет обратно в проём стартового сооружения и наделает дел… В обоих случаях предполагались диверсии с целью не допустить этот уникальный комплекс к работе по выведению полезных грузов и наращиванию наших орбитальных группировок различного назначения. Учитывая уникальные технические данные комплекса и в первую очередь такие, как полностью безлюдный, автоматизированный старт, нетоксичные КРТ, удачные энергетические показатели, а также очень маленький интервал между пусками РН и соответственно высочайшую скорострельность… Одновременно началось строительство стартового комплекса для РН «Зенит» на Плесецке. Когда это строительство было уже в разгаре, какие-то умники наверху начали заматывать вопрос и цеплять якобы прогрессивную идею создать на базе возводимого стартового комплекса универсальный СК, с которого возможно было бы запускать РН лёгкого среднего и тяжелого классов, правда одного семейства, и с одинаковой архитектурой АСУ ( к тому времени были уже разработаны – младшая и старшая сестрички нашего «Зенита», но на бумаге). Требовалось лишь, с учетом класса РН, регулировать площадь проема стартового сооружения специальной платформой. В дальнейшем это строительство затянулось на неоправданно длительное время, и его стоимость выросла в разы.

Несколько раз поучаствовал в составе авторских коллективов в изобретательстве и настолько крепко подсел на это дело, что под занавес службы выучился на патентоведа и изобретаю до сих пор из любви к искусству, правда, по новому закону об изобретательстве - за свои деньги. Появились рукописные и печатные работы, тоже в соавторстве, короче приобщали меня и сам приобщался к работе научного сотрудника. Первый печатный труд в соавторстве с начлабом, ныне покойным, назывался «Методические рекомендации по приёму «наших» комплексов на вооружение СА». Подтягивал меня потихоньку в науку и не жмотничал с идеями, поскольку понимал и знал, что потом от молодых мозгов и ему польза немалая будет. И вообще -поварившись в этом непростом вареве, я понял очень и очень многое - а именно – надо делиться, ведь наука в нынешнее время - это дело коллективное, а не удел одиночек. И поскольку уровень образования в стране был весьма высоким, то одиночкам в науке делать было особенно нечего, хотя оригинальность неких научных идей, а следовательно и некая индивидуальность в подходе к решению научных задач никем не отвергалась. В нашем отделе работал некто Ян Ив-ч К-в, с одной стороны весьма одарённый и неординарный человек, а с другой – сам придумал «Коммунистическое само-программирование» (в интернете эта теория кажется, есть), и где-то перешел грань, типа возомнил о себе, за что жесточайшим образом поплатился. Как же красиво его сделали, этого великого, забывшего уходя на обед, запереть свой чемодан с секретами в сейф. Вот уж командиры и замполиты оттянулись на нём по полной. Если честно, то и ребята немного злорадствовали, уж больно он свысока начал смотреть на людей.

Не думал я тогда о том, насколько мне повезло с начальником отдела, который учил, если надо - сёк и заставлял окучивать свой окоп, т.е. любой вопрос еще метров на 300-400 вокруг. Ну например, прихожу к нему докладывать документ - какой-нибудь отчет или разработку, присланную нам на экспертизу, вник в суть, знаю текст чуть не наизусть, заключение готово и подписано начальником лаборатории в машбюро, недостатки и достоинства выделены, и даже отмечено то, над чем в перспективе следует поработать … А начальник отдела берёт отчет, осматривает снаружи коленкор обложки, внимательно разглядывает переплёт и тиснение, чуть-ли не нюхает корешок, зажимает между большим и указательным пальцами левой руки все страницы, чуть сгибает кисть и побежали все сто страниц быстро – быстро от пальца к пальцу, потом заглядывает в выводы и на пять минут замирает, изучая титульный лист. Дальше начинаются неожиданные вопросы – а что это за часть, а где находится, а кто командир, а чего хотят, а почему эти согласовали, а где они находятся, а почему так поздно утвердили, и кто такой этот полковник Карпенко?! Отчет летит по полированному столу для заседаний ко мне в руки и у меня ровно двое суток, что бы сделать повторный заход. Со временем выяснилось, что внешний вид документа, так, скажем форма, может дать умному человеку информации не меньше, чем содержание.

Потом любой вопрос мной изучался досконально, как изнутри, так и снаружи, в дальнейшем эти навыки в жизни не раз выручали. Что касается личности начальника отдела, что тут скажешь? Здоровый, упитанный, крупнолицый дядька, хохол, с некоторым специфическим чувством юмора. В молодости в трюме возил ракеты на Кубу и обратно, затем на долго засел на Плесецке, потом НИИ и кандидатская. Однако больше всего в НИИ напрягали различные подковёрные игры, которые велись на всех уровнях, как по вертикали, так и по горизонтали в которые я, к сожалению, тогда играть не умел, и потом не научился, вот наверное поэтому не стал, ни политиком, ни чиновником, ни холуём при олигархе, а продолжаю работать с железками и бумажками.…

Хороший выдался май 1988 года, а я как назло, угодил в санчасть, где в прямом смысле пролежал недели три с острейшим радикулитом, заработанным еще в славных ВВС на подвесках ракет вручную по тревоге. Почти ежедневно меня навещали жена и детки, а ребята – сослуживцы, реже. В один прекрасный день, когда до моей выписки оставалось чуть меньше недели, ко мне зашел мой хороший приятель, СНС из нашего отдела и рассказал, что в отдел пришло около десятка томов технических предложений (ТП) из НПО «Молния» и речь идет о некой многоразовой авиационно-космической системе (МАКС). Начальники, помня о моём авиационном прошлом, планируют отписать документ в нашу лабораторию, меня назначить исполнителем, который должен будет сформировать заключение, в части нас касающейся, и как это положено, дают мне на всё про всё ровно месяц.

Через несколько дней я выписался из санчасти и приступил к работе, а тут РКК «Энергия», имея на выходе готовую в железе МКС «Буран» и соответственно значительный теоретический задел по многоразовости, выпускает аналогичные ТП и те по накатанному пути попадают опять ко мне. Что-то монументальное было и от АНТК им. А.Н.Туполева. Потом вопросом заинтересовался наш главк - ГУКОС, что на Калужской и нашему институту пришлось заниматься вопросами МАКС уже с других позиций. На вопрос были брошены сотрудники (замечу, все толковые ребята), некоторых лабораторий из «Бурановского» управления с которым скоро слилось наше - управление средств выведения.

А предыстория такова: кто-то подсчитал, что для некоторых полезных грузов определённой размерности такие средства выведения предпочтительней. (Рис. 1. См. приложение).

Сразу оговорюсь – у нас была лаборатория наземных комплексов, технических и технологических систем, поэтому мне не надо было вникать в наклонения орбит и прочие довольно непростые вещи, а вот компоновочные схемы, технические готовности, стартовая и посадочная массы, компоненты и количества заправляемого (сливаемого) топлива, комплекс сооружений, а так же вопросы спасения экипажа на старте, и безопасности персонала при видах подготовок интересовали в полной мере. Так же требовалось понять, какие существующие из действующих, законсервированных и прочих аэродромов на территории СССР, имеющиеся в составе ВВС, ВМФ и МГА сгодятся для выполнения наших задач, на каких из них потребуются дооснащения или модернизации, какие и в каких объёмах? Какие существуют наземные или иные коммуникации. При этом всегда мысленно сначала разделяли авиационную и ракетно-космическую части и одновременно пытались понять смогут ли эти части ужиться и вместе работать на одной земле, а про их содружество в воздухе для космоса мы боялись подумать, однако верили. Концепция предусматривала несколько районов базирования МКС на территории СССР, которые находились на удалении примерно около 500…2000 км от границ вглубь территории и располагались по периметру не вполне равномерно. Это было обусловлено требованиями уберечь территории сопредельных государств от штатного либо аварийного падения некоторых, сбрасываемых элементов системы, условиями гарантированной посадки орбитального самолёта (ОС) на свою территорию из любого положения при любых обстоятельствах и с любой орбиты и обычными мерами безопасности на случай угрозы нарушения границ СССР. К тому времени долбаная «перестройка» раскрутилась и набирала обороты, стали заметными центробежные настроения среди некоторых народов нашей братской семьи поэтому при изучении предполагаемых районов базирования приходилось учитывать так же экономическую, демографическую и социально политическую обстановку в изучаемом районе, а также национальный состав в процентном отношении, проживающего там населения.

Как выяснилось, не зря. Позднее, казахи стали потихоньку выжимать нас с Байконура, вот и пришлось формировать требования к вновь создаваемому,. тогда еще не было понятно где точно, российскому космодрому на Востоке страны. Сначала грешили на Сов. Гавань, а там, в районе тектонический разлом оказался, потом остановились на некой ракетной дивизии, что в Амурской области, взяли её за основу и получился космодром «Свободный» с интересным номером вч 06660.

Очень интересная была история с полётом на Восток рекогносцировочной комиссии в составе группы офицеров различного ранга, однако долетались до того, что один мой знакомый полковник прилетел в Москву в тапочках, потеряв где-то в Уссурийской тайге, а может на Алтае ботинки.

Замечу лишь, что формирование ТТЗ на этот космодром( это была чистая наземка, поэтому мы были головными), ответственным исполнителем которого, волею Судьбы, стал Ваш покорный слуга. и некоторые иные сопутствующие обстоятельства в 1995 году поставили на моей офицерской карьере и службе в Военно Космических Силах (ВКС)жирную точку, но это будет уже совсем другая история.

Также непременно учитывались следующие факторы:

наличие в районе аэродромов 1-го класса и внеклассных (хорошо подходили такие, как Жуковский, Владимировка, Багерово, Юбилейный (Байконур);

ограничения по прохождению трасс полётов и первых полувитков для орбитальных ступеней и полезных грузов;

требуемый объём капитального строительства;

климатические условия;

близость к промышленной, стендовой и испытательной базам»

наличие или близость транспортных коммуникаций;

Несколько слов хотелось бы сказать о собственно многоразовой авиационно-космической системе. Различали два основных типа Авиационно-космические системы, где в качестве 2-й (разгонной ступени) используется тяжелый самолет-носитель(СН) или гиперзвуковой самолёт-разгонщик (ГСР). В качестве СН планировались к использованию Руслан или Мрия, а в качестве ГСР – экзотический проект Ту-2000.. А вот у них на горбу планировалось размещать промежуточную и орбитальную ступени – орбитальный самолёт с топливным баком, ракетный ускоритель или ракету- носитель и полезный груз(ПГ).

Воздушно-космический корабль (ВКК) или воздушно-космический самолёт - одноступенчатый ЛА с многорежимной двигательной установкой - например раритетный проект МГ-19 Мясищева-Гурко. Последний из этих авторов ушел из жизни недавно, в преклонном возрасте, трудился у нас, в соседнем двигательном отделе, а на своей даче имел купол с телескопом- я сам видел. Указанные МАКС являлись или являются ( я сейчас даже и не знаю в каком времени употреблять некоторые глаголы) летательными аппаратами аэродромного базирования, которое предусматривает обеспечение горизонтального старта, посадки и выполнение всех видов наземной подготовки этих ЛА и их полезных грузов.(рис. 2,3,4,5. См. прил.)

Предполагалось, что эти МАКС должны иметь взлётную массу около 600т и взлетать с внеклассного аэродрома. как сейчас сказали бы с увеличенными длиной, шириной и несущей способностью ВПП, плюс специфическое РТО и свои особенности УВД. А далее в низкие широты, поближе к Экватору с целью достичь более высоких орбит или увеличить массу выводимого полезного груза.

Это означало, что для космической составляющей системы требовались космические и ракетные объекты, а для авиационной – авиационные, а их ещё следовало сопрячь и увязать друг с другом, во первых с целью минимизировать затраты на создание и оптимизировать взаимное функционирование. Иными словами, требовался комплекс строительных сооружений, технологического оборудования, технических систем и иных средств предназначенных для межполётной подготовки многоразовых космических систем данного типа (их полезных грузов) и обеспечения полётов, включая орбитальные, и который получил название наземного технического комплекса ( в дальнейшем наземный комплекс). А вот наземный комплекс воздушно-космического самолёта являлся дальнейшим продолжением технического комплекса для авиационно-космической системы. Поэтому планируемая структура, технология обслуживания, а также задачи, решаемые наземными техническими комплексами МАКС, представлялись аналогичными.

Понятное дело, что планируемые структура и технические характеристики наземных комплексов должны определяться задачами, решаемыми этим комплексами в интересах заданной системы технических готовностей и особенностями МАКС, использующих горизонтальный старт. Попробую перечислить эти особенности.

1. Приспособленность к эксплуатации на наземном комплексе элементов авиационной и космической техники.

2. Многоразовое использование и обслуживание орбитальной и разгонной ступеней.

3. Ограниченные сроки межполётной подготовки.

4. Обеспечение горизонтального старта и посадки разгонной и орбитальной ступеней.

5. Хранение на наземном комплексе больших объёмов криогенных и иных компонентов топлива.

6. Обеспечение многоразового проведения заправочно-дренажных циклов в процессе эксплуатации.

7. Наземная подготовка широкой номенклатуры полезных грузов и др.

В космическом пространстве, как правило используются высококипящие компоненты ракетного топлива (КРТ) их можно долго хранить в отличии низко кипящих, криогенных, однако они весьма токсичны. Это несимметричный ди-метил- гидразин (НДМГ) и азотный тетра- оксид (АТ), значит после посадки нужна дегазация техники, дожигание излишков, нейтрализация проливов. Думаю, простят меня режимщики, ведь эти компоненты уже не раз упоминались в наших СМИ. Далее, неизвестно в каких баталиях побывал в полёте наш орбитальный самолёт, а значит, нужна его дезактивация и, наконец, никому неведомо, каких он гонял в космосе чертей, поэтому предусматривалась его основательная дезинфекция.

Сравнительный анализ характеристик лётного поля, состава сооружений служебно-технической застройки, предлагаемых для наземного комплекса, и характеристик аэродромов современной авиации позволял выделить следующие факторы определяющие облик наземного комплекса.

Как было сказано, летное поле предусматривало улучшенные характеристики ВПП и, в частности, увеличенную длину и несущую способность покрытия В состав сооружений служебно-технической застройки, кроме типовых, имеющихся на действующих аэродромах должны были входить дополнительные сооружения, предназначенные для обслуживания МКС, их узлов, агрегатов и полезных грузов, а так же площадки и сооружения для предварительного, предполётного и послеполётного обслуживания, зоны рассредоточения и хранения.

Наземный комплекс предполагал размещения в зонах работ с МАКС уникальных заправочных комплексов жидкого водорода, кислорода, спецгазами и перегрузочного оборудования высокой грузоподъемности.

Теперь чуть подробней о районах базирования. Как и положено, каждый из них предусматривал основной или базовый аэродром, где обеспечивались- бы в полном объёме все операции по подготовке к работе системы МАКС в целом. В состав района базирования необходимо было включить несколько оперативных аэродромов и несколько запасных. Понятно, что оперативные аэродромы были необходимы для расширения оперативных возможностей МАКС и технических возможностей НК- таких как рассредоточение, хранение, профилактические и регламентные работы на элементах МАКС. Запасные - требовались преимущественно для посадки ОС при его сходе с орбиты в нерасчетной точке или при невозможности посадки на базовый аэродром по метеоусловиям.

Была интересная идея использования запасного аэродрома для старта МАКС и последующего атмосферного полёта на базовый аэродром. Вот тут и выскочила, эдакая, ставшая затем супер модной, фишка под названием авиа мобильный комплекс, включающий самолёты заправщики с запасами жидкого водорода, кислорода и спецгазов. Такой авиа-мобильный комплекс позволял не создавать объектов из состава наземного комплекса на «второстепенных» аэродромах.

Тут вообще оказалось всё совсем не пахано и требовало не просто ракетно-авиационных инженерных знаний, но и специальных знаний из области криогеники. Если в космической отрасли, к тому времени вовсю использовали криогенные компоненты топлива, то первостепенной задачей стала задача обеспечить эксплуатацию МАКС нормами и правилами, регламентирующими безопасную работу с криогенными компонентами на авиационной технике в условиях аэродромов. В то время эта проблема была решена лишь частично в интересах экспериментальных полётов экспериментального самолёта Ту-155, причем для небольших доз ( до 3-х тонн сжиженного природного газа, жидкого кислорода или жидкого водорода). На экспериментальной базе МАП бал создан опытный заправочный комплекс для отработки средств и методов эксплуатации ЛА с силовыми установками, использующими криогенное топливо – водород и сжиженный природный газ. Первые успешные полеты Ту-155 , на котором в качестве топлива использовался сначала сжиженный природный газ, а затем и водород, показали правильность целого ряда новых технических решений в этой новой для авиации области. Второй серьёзной задачей оказалось гарантированное обеспечение полётов МАКС криогенным топливом – водородом и его длительное хранение.

С целью решения этой проблемы АНТК им. А.Н.Туполева в кооперации с другими заинтересованными организациями были определены конкретные пути получения жидкого водорода (по себестоимости в несколько раз ниже существовавшей) на базе предприятий коксохимической промышленности с использованием технологий и устройств, разработанных Ленинградским НИИ химического машиностроения. А идея была такая: многокомпонентный никому ненужный «отбросной» газ сжижался, например каскадом вихревых труб, далее разделялся на жидкие газы-фракции. При этом вместе с водородом добывались достаточно дорогие инертные газы типа аргона, неона, криптона и продавались кому надо. Таким образом, себестоимость самого водорода существенно снижалась. Следует наверное, несколько слов сказать о «вихревых трубах». Это такая трубка, в которую под давлением вдувается по тангенциальным каналам сжатый газ. Внутри образуется вихрь в котором газовый поток разделяется пространственно и энергетически на внешний и внутренний и соответственно на горячий и холодный, причем из одного конца трубки истекает горячий поток, а из другого – холодный. Самое интересное в этой давно практически реализованной идее, оказалось то, что пока ученые не в состоянии объяснить, почему так происходит.

Кроме того планировалось строительство крупнейшего водородного завода в г.Губаха, Пермской области. Чтобы избежать больших бед при полете с водородной бочкой на горбу изучали некоторую информацию об американских бросковых испытаниях с целью определить тротиловый эквивалент тех или иных объёмов взрывающегося водорода. Весьма интересной и верной, но психологически никуда не годной была идея автоматически поджигать водородную течь при обнаружении негерметичности трубопроводов или баков водорода в полёте или на земле при этом гарантированно исключался взрыв. Каково лететь в отсеке, где над ухом невидимо факелит огонь.

Наивный я был человек, когда, выписавшись из санчасти, предполагал, что через месячишко сдам тома «технических предложений…» в библиотеку, а исполненную сопроводиловку в «дело текущего года». Работа затянулась и затянула лет на пять- шесть, а закончилась в октябре 1992 года моим нечаянным триумфом на Первой международной авиакосмической конференции, «ЧЕЛОВЕК-ЗЕМЛЯ-КОСМОС» и посвященной, в частности, проблемам развития и эффективности применения авиакосмических систем. Когда случилось вживую сделать большой доклад от Минобороны на первом пленарном заседании, без бумажки и слайдов, почти перед полутора-тысячной международной аудиторией, где мне впервые наверное в жизни, долго аплодировали.

А дело бало так. Поскольку меня вообще не планировали выступать, я лишь подготовил свои тезисы для т.н. «стендового сообщения». А тут какой-то наш босс, то-ли опоздал, то-ли с перепою заклинио его, а паузу надо обязательно заполнять. Вот один из наших руководителей, начальник «Бурановского» управления и попросил меня слёзно:» Дима давай выручай»! За что впоследствии мне от федерации космонавтики была вручена маленькая медалька Циолковского.

Вот, пожалуй, на этой позитивной ноте закончу это несколько затянувшееся воспоминание или повествование о буднях военного научного работника.

ПРИЛОЖЕНИЯ



Рис.1. Предпочтительные области использования МКС (с точки зрения осваиваемого диапазона масс ПГ).



Рис.2. Авиационно-космическая система на базе самолета Ан-225.



Рис.3. Авиационно-космический комплекс. Транспортный вариант.



Рис.4 Беспилотный орбитер.



Рис.5. Объединенный проект «МАКС-Ан-225/ ИНТЕРИМ ХОТОЛ»


Примечание: Ансеров Д.О.
И другие произведения автора:
Плохой сон про пшеничное поле
Стихи АНСЕРОВА О.А. (выпускник 1951 года)
А назавтра была вода
Что было раньше интересного в нашем училище
Что мы знаем об этиловом спирте.
Осень 1981-го
Завтра летаем
Мысли о том как сделать сайт лучше.
то будет начальником училища завтра?
"



 
     Связанные ссылки
· Больше про Статьи ИВАТУшников
· Новость от markos


Самая читаемая статья: Статьи ИВАТУшников:
Военное образование в США


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 2


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

Сотников А.А..jpg



IMGP0179.JPG



SNC11602.JPG



Выпуск лейтенантов. ...



0029.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 31
Своих: 0
Всего: 31

     Наши новости

Статьи по материалам сайта
[ Статьи по материалам сайта ]

·Твори добро себе во благо
·Твори добро
·С днём победы
·к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза В.М. Безбокова,
·VI Международный военно-технический форум «Армия-2020».
·День Военно Морской авиации РОССИИ
·коллекция из 72 монет самолётов СССР
·Состав сборной России на ЧМ-2018 по футболу
·Юбилейная медаль 100 лет Вооружённым Силам
·Навстречу 100 летнего юбилея Вооружённых Сил
·Олимпийские игры




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.48 секунды