Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Знаменитости ИВВАИУ: Полет генерала Гладилина

ИВАТУШНИКИНашему собеседнику генерал-лейтенанту Владимиру Васильевичу Гладилину — 94 года. Однако выглядит ветеран под стать званию: фигура сохранила военную выправку, да и рукопожатие неслабое. Голос, как и прежде, зычный, командный. Гладилин — заслуженный военный летчик СССР. На фронте — с 1941 года. За доблесть, мужество, безупречную службу удостоен восьми орденов и множества медалей.



Завтра была война

Московская квартира генерала, напоминающая небольшой музей, увешана фотографиями. На них — родители, дети, внуки, боевые друзья. И супруга — Ольга Владимировна, которая ушла из жизни больше десяти лет назад. С ней Владимир Васильевич познакомился во время войны.

СВОЙ: Откуда Вы родом? 
Гладилин: Из старинного сибирского городка Нижнеудинска, что в пятистах километрах от Иркутска. Биографию пересказывать не стану, скажу только о важной вехе. Самолеты я впервые увидел на городском аэродроме. Туда часто приходил с приятелями полюбоваться крылатыми машинами. Это были диковины для того времени! Конечно, мы мечтали в один прекрасный день взмыть на них в небо. Но родители настояли, чтобы после школы я поступил в Иркутский строительный техникум. Днем сидел за учебниками, вечерами разгружал вагоны на моторной станции. Мечты о небе не оставляли, и я перешел в другой техникум — авиационно-технический, окончил его перед самой войной. 

Получил направление в авиационный полк, который дислоцировался в Красноярске. Настроение радужное — мне было двадцать лет, и казалось, что все самое хорошее впереди. 

СВОЙ: Но грянула война...  
Гладилин: В ноябре 1941 года меня направили на Северо-Западный фронт, точнее, на один из аэродромов, который базировался в районе Старой Руссы. Влился в состав 676-го ночного бомбардировочного авиационного полка. Служил механиком, готовил самолеты к бою. Ну а те, что возвращались с задания, изрешеченные пулями и осколками, латал, готовил к новым вылетам. В общем, механики трудились целый день, не покладая рук. А мороз был жесточайший, температура падала до минус тридцати пяти и даже ниже. 

До линии фронта, где шли ожесточенные бои, было всего полтора десятка километров. Наш аэродром и те, что были поблизости, немцы утюжили беспрерывно — и артиллерией, и авиацией. 

СВОЙ: Досталось от этих бомбардировок? 
Гладилин: Снаряды и осколки меня, к счастью, не задели. Подстерегла другая неприятность. Кто-то из летчиков, случалось, не возвращался с боевого задания. Война есть война... Но те, «кому положено», всех трясли на предмет «вредительства». Часто под подозрение попадали механики. Однажды не вернулся на аэродром самолет лейтенанта, кажется, по фамилии Куленчик. А его машину как раз я готовил. Вызывают меня особисты и начинают задавать всякие вопросы: «Вспомни, чем ты заправлял самолет? Подумай и скажи, не оставил ты в двигателе отвертку?» Допросы продолжались несколько дней.

СВОЙ: Почему Вам не верили?  
Гладилин: Не только мне, эти ребята никому не верили — «работа такая». К счастью, Куленчик остался жив, упал на территории, занятой немцами, но сумел доползти до своих. Послали меня к нему в госпиталь, чтобы тот бумагу подписал — мол, машина была в порядке, к механику Гладилину претензий нет. Лейтенант, весь в бинтах, лежал на койке. Руками еле шевелил, но написал, как все было на самом деле. И весело мне подмигнул. Я того летчика на всю жизнь запомнил — если бы не он, то не миновать бы мне суда военного трибунала.

В кабине «летающего танка»

Гладилин: Очень хотелось летать. Но за штурвал боевой машины удалось сесть только в январе 1945-го. На второй год войны меня отправили на переподготовку в грузинский город Телави. Затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище летчиков в Оренбурге. Я и другие курсанты считали дни — сколько же еще учиться? Мы отчаянно боялись, что война завершится без нас. 

СВОЙ: Однако на Вашу долю работы еще хватило...  
Гладилин: К тому же самой горячей! Прибыл на 3-й Украинский фронт в 951-й штурмовой полк 306-й авиационной дивизии 17-й Воздушной армии в качестве командира штурмовика Ил-2. Эту бронированную машину с мощным вооружением советские конструкторы называли «летающим танком». Немцы же наградили самолет более устрашающими прозвищами — «Черная смерть», «Мясорубка». 

СВОЙ: Сколько боевых вылетов совершили? 
Гладилин: Около тридцати. На первый взгляд, немного. Но по статистике, пилотов штурмовиков часто сбивали при выполнении тринадцатого либо четырнадцатого задания. Немецкие позиции «Илы» утюжили с малой высоты, и потому их летчики особенно рисковали. Потерь у нас было очень много — до самых последних дней войны. Немцы всегда сражались хорошо, а тут их охватило какое-то остервенение. И мой штурмовик однажды подбили, но я кое-как сумел дотянуть до своих. Получил ранение, однако не опасное.

Обожженные души

Гладилин: День Победы встретил под Веной. Как только пришло радостное сообщение, начались поздравления, люди обнимались, часто не скрывая слез. Отовсюду слышались крики: «Ура! Мы победили!» 

Но отпраздновать толком не успели. Пришло сообщение, что в районе Альп обнаружены несколько соединений танковых войск СС, отказавшихся сложить оружие. Для выполнения боевого задания сформировали группу, в которую вошел и я, в то время лейтенант.

СВОЙ: Даже представить трудно, как вступать в схватку с врагом уже после Победы. 
Гладилин: Не знаю, как другие, но я об этом не думал. Шел, как на обычное боевое задание. К счастью, все благополучно вернулись на аэродром. Ну а вечером собрались за накрытым столом. 

Сначала помянули тех, кто сражался рядом, но не дожил до светлого дня. Еще свежа в памяти была гибель лейтенанта Германа Одноценова, который выполнил много ответственных, трудных заданий. 

Фото: РИА НОВОСТИ

В марте 1945 года мы наносили удар по крупной немецкой группировке в районе Сабадфалу на территории Венгрии. Объект уничтожили, но по дороге домой наш боевой товарищ, к несчастью, напоролся на залп вражеской зенитки. Одноценов так и не узнал, что ему присвоили звание Героя Советского Союза.

СВОЙ: В вашем 951-м полку несколько летчиков предприняли воздушный таран. 
Гладилин: Их было пятеро. Первым такой подвиг совершил младший лейтенант Николай Шмелев. В бою снаряд отбил часть плоскости его самолета. Вспыхнул мотор, едкий дым застилал глаза командира и стрелка, сержанта Калуцкого. Но Шмелев не потерял присутствия духа — открыл фонарь кабины, помахал рукой, словно прощаясь с товарищами. И... направил свой штурмовик на колонну танков противника.

СВОЙ: Великая Победа была добыта усилиями не только мужчин, но и женщин. Они были медсестрами, связистками, служили в аэродромно-техническом обслуживании.  
Гладилин: И в нашем полку было немало женщин. Именно их нежные руки заряжали и чистили пушки и пулеметы, поднимали на плоскость штурмовиков ящики со снарядами весом 60–70 килограммов.

Война обожгла их души, но выявила стойкий характер. Отдавали все силы для победы. У меня хранятся воспоминания моих однополчанок. Сколько им довелось пережить, перестрадать! Порой счастье, которое они находили на фронте, оборачивалось трагедией.

8 марта 1945 года для женщин устроили праздник. Увы, в тот день он был омрачен: не вернулся с боевого задания упомянутый мной лейтенант Одноценов. Но его жена об этом еще не знала — была оживленная, веселая. В тот вечер никто так и не решился сказать ей, что случилось с Германом.

Сняли с себя девчонки ватные брюки, засаленные куртки, измазанные в масле и керосине, огромные ватные рукавицы, причесались, надели платья и превратились в красавиц. Потом начались танцы. 

В тот вечер летчик Иван Голубев сказал своей избраннице: «Прими, дорогая, мою фамилию». Его невеста Нина Королева задумчиво ответила: «Давай подождем до конца войны, дружок...»

И надо же было такому случиться, что на другой день Голубев не вернулся с боевого задания. Первой трагическую весть узнала Нина, дежурившая на КП. 

Она долго горевала. Днем еще держалась, но по ночам тихо плакала, зарывшись в подушку.

Слово генерала

После войны Владимир Васильевич остался служить в Советской Армии. Гладилину пришлось пройти множество дорог, сменить 12 гарнизонов. Он окончил Краснознаменную военно-воздушную академию. С его участием проходило переоснащение боевых машин, росла их мощь. Появились сверхзвуковые самолеты с большой дальностью и высотой полета, способные выполнять стратегические задачи в любых метеоусловиях днем и ночью. 

Немало лет генерал отдал службе в Военно-транспортной авиации. Участвовал в доставке различных грузов и специалистов во время военных конфликтов в Египте, Вьетнаме, Анголе, Сирии, Эфиопии. Многие операции проходили под его личным руководством. Но о подробностях генерал до сих пор умалчивает. 

В ноябре 1979 года Гладилин был назначен первым заместителем командующего Военно-транспортной авиацией СССР. Это произошло накануне ввода советских войск в Афганистан. 

— Согласно директиве начальника Генерального штаба требовалось произвести рекогносцировку аэродромов этой страны, — рассказывает Владимир Васильевич. — Я сел в кресло второго пилота, и мы отправились по маршруту, по которому позже пошли наши самолеты. После посадки на один из аэродромов начался обстрел со стороны душманов. Мы все же объехали и промерили все летное поле. Вскоре военно-транспортные самолеты начали доставку в Афганистан боевых машин, боеприпасов и других грузов. Но главное, в ходе рекогносцировки командование Военно-транспортной авиации получило карту этой страны со всеми аэродромами, координатами их расположения, географическими особенностями.

Владимиру Васильевичу доводилось участвовать и в мирных операциях. Например, когда станцию полярников СП-16 льды затащили к Северному полюсу, летчикам пришлось доставлять продовольствие и спасать людей. 

— Летали на СП-16 с острова Средний, — лаконично поясняет генерал. — А загружались в Ленинграде, на четыре Ан-12. Туда и обратно — три тысячи километров. С задачей, конечно, справились. 

Каким бы сложным ни было задание, оно неизменно завершалось успехом. Генерал Гладилин слов на ветер не бросал.

Руслан-Владимир

В октябре 2013 года на территории Сещинского гарнизонного аэродрома, находящегося в Брянской области, состоялась торжественная церемония по случаю присвоения военно-транспортному самолету Ан-124-100 «Руслан» (бортовой номер 82032) персонального имени «Владимир Гладилин». На мероприятии присутствовал прославленный ветеран.

9 Мая на Красной площади пройдет парад в честь 70-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Когда над главной площадью страны появится самолет «Владимир Гладилин», орденоносный генерал поднимется и отдаст честь...




 
     Связанные ссылки
· Больше про ИВАТУШНИКИ
· Новость от markos


Самая читаемая статья: ИВАТУШНИКИ:
Розыск друзей, знакомых, сослуживцев


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

PICT1897.JPG



IMG_1988.JPG



здп.jpg



IMG_0279.jpg



Стахановец.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 39
Своих: 0
Всего: 39

     Наши новости

Вспомним всех поименно
[ Вспомним всех поименно ]

·Лучников Владимир Александрович
·Сажин Николай Александрович
·Наши уходят
·Светлая память Николаю Васильевичу Миропольцеву
·РОЖКОВ Михаил Иванович
·Железняк Василий Никитович
·Умер последний министр обороны СССР Евгений Шапошников
·75 годовщина великой ПОБЕДЫ
·Иркутян приглашают принять участие в акциях, посвященных Дню Победы
·Москва отметит День Победы пролетом 75 единиц воздушной техники 9 мая
·Во вторник, 25 февраля, умер Дмитрий Язов




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.37 секунды