Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Знаменитости ИВВАИУ: ЗЛОБИН ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ

ИВАТУШНИКИКнига Памяти Республики Коми т. 9 стр. 642

ЗЛОБИН ЛЕОНИД ПЕТРОВИЧ

В аэропорту Норильска бушевала метель. Ночь. Видимость - к нулю. Словом, все самое плохое, что только можно придумать для летчика. На подлете АН-12 связался с диспетчером. Тот сообщил, что техника, работающая на очистке взлетно-посадочной полосы (ВПП), уходит, и разрешил заход на посадку. Сели, начался пробег по полосе. И вдруг впереди сквозь снежные всполохи мелькнул какой-то крупный темный силуэт. Он быстро приближался к самолету. Злобин мгновенно нажал на левую педаль, и самолет выкатился с ВПП на грунтовую полосу. Благо, что она находилась в хорошем состоянии. Не сбив ни одного бокового фонаря, самолет пронесся по грунту. Темный предмет, мелькнувший под крылом, оказался снегоочистительной машиной.

Под крылом - Норильск. Оказалось, руководитель полетов дал указание работающей технике освободить полосу, но его приказ или не слышали, или проигнорировали. Если бы командир Злобин промедлил хоть секунду, столкновение было бы неизбежно.

С этим Норильском летчику Леониду Петровичу Злобину определенно не везло. Как-то выполняли грузовой рейс для Норильского комбината на самолете АН-12, загрузка 9,5 т. На маршруте, как положено по инструкции, борт-механик Михаил Казачков отправился сделать внешний осмотр двигателей из салона самолета. При осмотре обнаружил на капоте второго двигателя подтекание масла. Доложил Злобину. Командир решил двигатель пока не выключать, но вести за ним постоянный контроль. В показаниях по приборам отклонений в работе второго двигателя не было. При повторном осмотре обнаружили, что выбивание масла резко увеличилось. Аварийная ситуация. Необходимо выключать двигатель. Произвели посадку в аэропорту Алыкель г.Норильска на трех двигателях. Летно-экспертная комиссия позже обнаружила трещину в масляном трубопроводе. Масла оставалось минимальное количество. Вывод: экипаж действовал правильно. Если бы двигатель не был выключен, его бы заклинило, и начался бы пожар.

Таких нештатных ситуаций за целую жизнь в авиации у Леонида Петровича было, наверное, предостаточно. Такова профессия летчика. Тем не менее, он первым из коми пилотов налетал безаварийно 23 тыс.часов. Как ему это удалось? Никаких особых секретов нет. "Пилот должен быть готов ко всему. Ведь никто не даст полной гарантии успешного полета. Надо предвидеть событие, которое может произойти. В этом и заключается мастерство, опыт",- считает Злобин. Слушая его, думаешь о том, что этот человек родился для неба, для этой рисковой мужской работы. Между тем летчиком Леонид Петрович стал почти случайно.

Случайный летчик. Старший в крестьянской семье из пяти детей, Леонид поначалу и мечтать не мог о небе. Он родился 12 марта 1922 г. в Кировской области, в дер.Колошино Просницкого района. "Трудно было родителям в те годы прокормить, воспитать нас,- вспоминает Злобин.- Мы, как могли, помогали им во всем, в летние каникулы шли на подсобные работы в колхоз". В 1940 г. Леонид даже принимал участие в строительстве узкоколейной железной дороги.

С раннего детства мальчишку влекло к технике. А поскольку в те годы началась агитация молодежи по освоению летных специальностей ("Комсомолец, на самолет!"), после окончания десятилетки Леня Злобин поступил на первый курс ИВАТУ (Иркутское военное авиационно-техническое училище). Через три с половиной года Леонид вышел бы из него авиатехником первого ранга. Но проучился только год. Началась Великая Отечественная война.

Училище переименовали в школу, курс обучения сократили до года, и уже вскоре механик старший сержант Леонид Злобин был направлен на маньчжурскую границу. Обстановка очень напряженная. Нападения Японии ждали в любой момент. Японские самолеты постоянно нарушали нашу границу. Но был приказ: на провокации не отвечать. Весь состав подразделения строил укрытия для самолетов, которые должны были защитить от бомбовых ударов и артиллерии. Самолеты держали на круглосуточном подогреве дровами. Они были готовы взлететь в любую минуту. Особенно трудно приходилось механикам зимой. Работы на самолетах проводились только ночью, а температура доходила до минус 50-55о. Конечно, были частые обморожения. "Но никто из личного состава,- вспоминает Леонид Петрович,- не стонал и не отказывался от работы". А над укрытием Злобина висел широкий красный плакат, на котором было написано: " Работайте как Л.Злобин".

В июне 1943 г. в их часть приехал незнакомый летчик. Командир подразделения построил всех механиков в одну шеренгу, а командированный летчик, отсчитав человек 20, дал команду: "Направо. Шагом марш!" Так я и стал летчиком,- улыбается Злобин.- Мы ничего не знали, а, оказывается, был приказ И.Сталина: ввиду нехватки летного состава в Вооруженных силах подготовить летчиков из числа авиационных механиков. Узнав о том, что станем летчиками, мы поздравляли друг друга, радовались, смеялись".

Омскую летную школу Злобин закончил с отличием и был направлен для переучивания в бомбардировочную авиацию, в летный центр ГВФ. Писал рапорты, просился на фронт, но командир полка отказал. Говорил, учитесь, еще навоюетесь. Окончив летный центр, Леонид стал пилотом ЛИ-2. В то время это был один из лучших самолетов, мог выполнять полеты в сложных метеоусловиях, днем и ночью. Направление Злобин получил в 7-й гвардейский Гатчинский краснознаменный полк авиации дальнего действия 54-й дивизии, которая базировалась на территории Польши. Там его и застало известие об окончании войны. Но Леонид Петрович все-таки успел повоевать: участвовал в боевых действиях против Японии. Демобилизовался в 1948 г. и в том же году поступил на работу в Кировское звено сыктывкарского отдельного отряда в качестве гражданского летчика самолета ПО-2. Так начались его мирные трудовые будни.

Как стать героем. После современных военных самолетов ПО-2 показался крестьянской лошадкой. Казалось бы, что на таком самолете можно увезти? Но гражданские летчики возили пассажиров, грузы, почту, выполняли срочные санзадания. Пустым самолет никогда не был. "А как нас встречали люди на площадках у деревень, до которых самолетом можно только долететь",- до сих пор с восторгом вспоминает Леонид Злобин.

В стране бурно развивалась промышленность, требовались полезные ископаемые. В этом гражданская авиация была первым помощником: перевозили геологов для открытия новых месторождений, технику, оборудование для обслуживания буровых установок. Где только не бывали, в какой глухомани, куда только не приземлялись! Порой голодные, холодные, без нормального отдыха, работали без надежной связи и наземного радиооборудования. А потребность в воздушных перевозках все увеличивалась.

В 1950 г., вскоре после постановления правительства об усилении и развитии гражданской авиации, в Коми начали поступать самолеты ЛИ-2. Злобин быстро освоил новую технику в качестве командира корабля. И с тех пор при поступлении всех новых типов самолетов: ИЛ-14, АН-10, АН-12, ТУ-134А он одним из первых начинал летать на них командиром.

Много лет знаю Леонида Петровича. По характеру он очень скромный и добрый человек. На вид очень медлительный. Раньше мне казалось, что прежде чем сделать что-то, он долго обдумывает. Как в поговорке, семь раз отмеряет, а режет - один. Но в экстремальных ситуациях, когда надо принять быстрое и порой единственно грамотное решение, он полностью преображается.

Как-то на самолете АН-10, с пассажирами на борту, он подлетал к Вологде. И произошла хотя и штатная, но ситуация, требующая быстрой реакции, правильных, последовательных действий. Бортмеханик определил по приборам быстрый рост температуры газов за турбиной двигателя. Командир корабля Л.Злобин незамедлительно дал команду экипажу выключить неисправный двигатель, проявив при этом спокойствие и хладнокровие. После посадки в аэропорту определили прогар жаровой трубы.

"За всю свою летную работу трудно сказать, где я не был в России,- вспоминает Леонид Петрович.- Облетел весь Север, Дальний Восток, союзные республики. Но самый запоминающийся, радостный день - 28 апреля 1966 г., когда "За особые заслуги в развитии промышленности, транспорта, связи в Коми АССР" мне присвоили звание Героя Социалистического труда, с вручением Золотой медали и ордена Ленина. Это заслуга всего коллектива моего предприятия, на котором я долгие годы работал. Без помощи, поддержки товарищей мне таких результатов не добиться бы!"

Золотую звезду Героя Леонид Петрович по своей скромности не носил. Если только на какие-либо торжества. Но как-то был случай, когда мы заставили его надеть высокую награду. После успешного окончания в 1973 г. в Киеве курсов переучивания на самолет ТУ-134А мы, пятеро летчиков, решили отметить это событие в ресторане. Пришли в лучший ресторан Киева - "Метро", а свободных столиков нет. Но дежурные столы для "определенных" лиц всегда существовали, в том числе для Героев Советского Союза и Социалистического Труда. Тогда мы и насели на Леонида, чтобы он надел звезду Героя и подошел к официанту. Он стал отказываться. Я ее, говорит, наверное, и не взял. Тогда мы все пятеро начали искать у него эту звезду. Оказалось, она закрутилась в подкладе бокового кармана пиджака и была завернута в целлофановый пакет. Так, благодаря нашему Герою и его награде, мы отдохнули в лучшем ресторане Киева.

В 1980 г. по состоянию здоровья Леонида Петровича списали с летной работы. Но с предприятия уходить он не собирался. Поступил на наземную работу в качестве оператора. И опять приходилось мысленно выполнять полеты, расшифровывать записи "черных ящиков", записи магнитофонов экипажей своих товарищей после выполнения ими очередных полетов. Здесь Злобин проработал еще семь лет. А в 1987 г. ушел на пенсию по-настоящему.

В 2006, году Леониду Петровичу Злобину исполнится 84 года. Но, несмотря на свой уже преклонный возраст, Леонид Петрович обладает хорошей памятью, ему интересно все, что происходит в жизни, он любит пообщаться с летчиками, интересуется работой авиапредприятия. Ну, и поскольку пенсия у гражданских летчиков небольшая, не покладая рук трудится на любимой даче. Она и форму поддерживать помогает, и кормит.

Проголосуйте за наш сайт в рейтинге военных сайтов Рейтинг Военных Сайтов

Примечание:
Юбилейная символика



 
     Связанные ссылки
· Больше про ИВАТУШНИКИ
· Новость от sergento


Самая читаемая статья: ИВАТУШНИКИ:
Розыск друзей, знакомых, сослуживцев


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

15 IMG_9038.JPG



Училище~0.jpg



IMG_7132.jpg



Изображение 095_800x ...



IMG_0549.jpg


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 99
Своих: 0
Всего: 99

     Наши новости

Статьи ИВАТУшников
[ Статьи ИВАТУшников ]

·Поздравляю С Новым 2023 годом
·Твори добро себе во благо
·СТОП КОРОНАВИРУС
·Поздравление
·День ВВС
·Международный авиационно-космический салон (МАКС).
·Пятый юбилейный Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2019».
·благоустройство в Городке ИВАТУ
·Итоги жеребьёвки ЧМ-2018 по футболу
·День защитника Отечества
·Лыжный пробег по Байкалу




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.36 секунды