Сайт выпускников ИВАТУ, ИВВАИУ, ИВАИИ.
НА ГЛАВНУЮ МОЙ ПРОФИЛЬ ФОТОАЛЬБОМы ФОРУМ ЗАКАЗ СИМВОЛИКИ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НОВОСТИ ВИДЕО НЕКРОПОЛЬ

     Навигация
· Главная
· FAQ
· Journal
· Web_Links
· Архив новостей
· Календарь событий
· Личные сообщения
· Личный состав
· Мой аккаунт
· Наши Дни рождения
· Наши фотографии
· Новости
· Обратная связь
· Опросы
· Рекомендовать нас
· Форум
· Фотогалерея
· Энциклопедия

     Поиск



 Рассказы иватушников: Записки испытателя

Статьи ИВАТУшниковИркутск. Военное училище
КАРАНТИН

Итак, Иркутск, военное училище. Абитуриентов разместили за городом, в сосновом лесочке, в палаточном лагере. Это был "чёрный" карантин. В училище ходили хотя и строем, но в штатском, кто в чём прибыл. Командуют нами такие же абитуриенты, но из солдат и сержантов. Назначают экзамены. Мне, в общем-то, сдавать нечего, имею на руках справку из института, там по всем предметам оценки уже есть. Просто на очередном экзамене предъявляешь справку, и оценка из неё переносится в экзаменационный лист. Выписывая мне эту справку, секретарь приёмной комиссии ин-ститута в строке "причина незачисления", не найдя ничего приличнее, вписал "по здоровью". Предъявлять такую справку я побоялся - и экзамены начались по новой.

Подошла очередь физики. Мой приятель, чувствуя себя по физике слабовато, просит меня сдать экзамен под его фамилией, а самому предъявить мою справку. "Химичим" с ним над моей справкой. Подчищаем, вместо слов "по здоровью" пи-шем "по конкурсу". Труды наши "шиты белыми нитками", опыта в таких делах у нас не было. Входит преподаватель, офицер. Мой приятель приближается к нему со злополучной справкой. Преподаватель смотрит в неё, затем - на приятеля:
- Что у вас здесь было написано? - тот что-то пытается лепетать.
- У вас здесь было написано "по недисциплинированности!"
Вид у приятеля действительно немного разбойный: взъеро-шенный, красные уши оттопырены. Он "раскалывается". Говорит, что было на самом деле написано, но не убеждает.
- Берите билет!
Ну, думаю, хана. Засыплет меня приятель. Получил и я билет под его фамилией. Очевидно, из-за больших переживаний получил я за ответ только 4. Но и приятель не подвёл, у него тоже 4. Просто трусил или просто хотел "сгонять лодыря". Окончилось всё благополучно. Что-то вот сейчас не припом-ню, чтобы потом мы с ним дружили.
Экзамены сданы, проходим мандатную комис-сию. У меня небольшая "заковыка" с возрастом: 7 ноября на-до будет принимать Присягу, а 18 лет мне исполнится только в начале следующего года. Вопрос решили в мою пользу, в училище зачислен. Привели в баню: прощание с причёсками, переодевание. Здесь уже группируемся по будущим клас-сным отделениям, в них ищем земляков. У меня находится такой, из Красноярского края, Васин Саша. Постарше меня лет на 5, невысокого роста, ниже меня, спокойный, рассуди-тельный. У него волос слабый, и кто-то из "знатоков" для их укрепления советует голову побрить. Результат узнаём до-вольно скоро. Вместо волос вырос, в основном, пушок золо-тистого цвета. Другие, не менее знающие, советуют брать са-поги кирзовые на два размера больше, для зимы. У меня са-поги оказались на три размера больше нормального моего размера. Благодаря этому и плохой намотке портянок при первом (и последнем) марш-броске "уделал" ноги: и мозо-ли, и некоторые ногти сошли. Из раздевалки появились все одинаковые, как цыплята. Узнать друг друга не можем. На плечах - голубые погоны с белыми полосками по краям. В лагерь возвращаемся "совсем военными". Более-менее по-рядочное "штатское" с нас сдёрнули ещё раньше: за бесце-нок скупили местные жители. У меня ничего приличного уже и не было, а оставшееся не помню куда дел, скорее всего, выбросил.

Теперь в лагере для нас разбиты другие палат-ки, начинается "белый" карантин. Отделениями командуют курсанты - выпускники. Проучившись два года, они вот-вот станут лейтенантами. Некоторые стараются, воспитывают мо-лодёжь. Житьё в лагере не из сладких. Проходим курс моло-дого бойца. Сибирь, осень, случаются дождички, в этом слу-чае курсант, спящий у натянутого тента палатки, просыпается мокрым. Ночью холодно, утром тоже. В перерывах после подъёма до отправления в училище на завтрак, бежим в "ма-ленький Ташкент" - к стене какого-то сарая, на солнышко. На-чинает припорашивать снежок, мы всё "карантинимся". На-конец, появляются первые заболевшие желтухой. Начальство вздрагивает, - и нас переводят в казарму. Выпуск ещё не сде-лан, постоянные наши места ещё заняты выпускниками - нас размещают в приспособленном варианте - на полу в осво-бождённых для нас помещениях. Но это уже рай: тепло, свет-ло, сухо. В лагерь и из лагеря по грязи ходить не надо. О такой благодати можно было только мечтать.

Кормят нас ещё по солдатской норме. Бывалые утверждают, что с переходом на курсантскую хлеб, даже белый, будет оставаться. Верится в это с трудом, пока "под ложечкой" всё время подсасывает. Для меня дело усугубля-ется из-за моей "привередливости" в еде: я не ем мясо, не переношу даже запаха рыбы. Дома не мог есть ничего даже сваренного на мясном бульоне. Собравшись поступать в учи-лище, я об этом как-то не подумал: выбирать еду в училище я не смогу. Поэтому первое преодоление себя началось в сто-ловой. С большим отвращением стал есть супы и щи. Всякие рыбные блюда - в сторону, мясо - в сторону. Зато повезло моему другу Саше - моя порция мяса перекладывалась ему. Наконец перевели нас на курсантскую норму. Норма хоро-шая: появилось масло, белый хлеб, плов. Грех обижаться, норма хорошая, да ещё по тем временам, после полуголод-ного или голодного детства. Только один наш товарищ воз-мущался:
- Что это за компот?!
Это и понятно: он городской, местный, а его ма-ма работала где-то поваром. Для меня компот был лаком-ством. Но вот из-за моих особенностей иногда в обед я оста-вался с одним этим лакомством: на первое - рыбный суп, на второе - макароны по-флотски, попробуй отдели мясной фарш от макарон! Выпил компот - и свободен! После такого обеда бежал в магазинчик и дополнял его пряниками. Как-никак деньги водились: положено нам было 100 р. ежеме-сячного денежного содержания. Исключая траты на зубную пасту, асидол, ваксу, одеколон и проч., кое-что всё-таки оста-валось. Правда, из этого вычитался госзаём и плата уборщи-цам, мывшим полы в казарме.

УЧИЛИЩЕ
Теперь о самом училище. Расположено оно на окраине города, за ним - только аэропорт. До революции, как говорят, здесь размещался кадетский корпус. Ближе к городу училище граничит с так называемыми Красными казармами. В училище два огромных корпуса, расположенных на противоположных концах территории училища. Один корпус - учебный, второй - жилой, казарма. Корпуса трёхэтажные, Ш - образные в плане. Между этими корпусами - тополевый сквер с гипсовыми фигурами спортсменок, стадион и сад дикой яблони. Дорога, соединяющая корпуса, по обе стороны обсажена тополями. Вдоль одной стороны территории пролегает дорога из города в аэропорт. С другой, противоположной стороны, - учебный аэродром училища, граничащий с лётным полем аэропорта. В те времена, когда я поступал в училище, курсантская столовая размещалась на первом этаже казармы. Со временем была построена столовая отдельно от казармы, удобная и просторная. В жилом корпусе расположены также баня и склады тыла (в полуподвале) - всё, что нужно для обеспечения жизни курсантов. Внутренние площадки около казармы использовались для строевой подготовки.

В учебном корпусе размещались учебные классы. Там же размещался штаб ВВС Восточно-Сибирского военного округа, пока такой округ существовал. В 1953 - 54 годах Иркутск перестал быть окружным городом: появился Забайкальский военный округ со "столицей" в городе Чите. В учебном корпусе размещались ещё штаб училища, спортзал, гауптвахта и жилые помещения для курсантских рот, которым не хватило места в казарме. Отдельно от учебного корпуса - учебные мастерские, несколько домов для офицерского состава, клуб, склады. На аэродроме, кроме стоянок самолётов, был ещё ангар (при нас он был уже в аварийном состоянии) и хра-нилище горючего. Центральный вход в жилой корпус, расположен-ный со стороны сквера и стадиона, вёл в большой вестибюль, из которого коридоры шли в служебные и спальные поме-щения. Обычно этот вход был закрыт. Кроме этого входа, бы-ло много других, через которые обычно и ходили. Потолки в помещениях высокие, мне сейчас трудно даже оценить, ка-кой именно высоты, т.к. от второго яруса коек до потолка бы-ло ещё далеко. Стены кирпичной кладки очень толстые. Глу-бина подоконника на первом этаже была такой, что, для того чтобы из окна посмотреть на землю, надо было почти пол-ностью улечься на подоконник. Мытьё цементных полов в умывальной комнате и туалете - только "палубным" спосо-бом, из шланга. Я не помню, чтобы от этого промокали сте-ны, не помню, чтобы засорялась канализация, в отличие от современных казарм. Водичка в кранах умывальников, мас-сивных, бронзовых, начищаемых ежедневно нарядом, ангар-ская. Заметим, что вода в Ангаре очень холодная, даже ле-том. В ней никто не рискует купаться и в жару. Заметим, что эта вода течёт из озера Байкал, самого чистого на планете. С целью закаливания, ежедневные умывания этой водичкой до пояса.

Курсантские подразделения носят "пехотные" названия: отделение (классное отделение) - 25 курсантов, взвод из двух отделений. 3 взвода - рота. Затем батальон - 2 или 3 роты. В расположении роты, кроме спального помеще-ния, служебных и бытовых комнат, имелась ленкомната с пианино, газетами и т.п. Спальное помещение - обширный зал с двумя рядами колонн. Личным оружием курсанта была трёхлинейная винтовка, однако в караул ходили с автомата-ми ППС, комплект которых имелся в роте.



ПАРАДЫ
Сразу после переодевания началась строевая подготовка. 7 ноября мы должны демонстрировать свою строевую выправку и слаженность. Иркутск был окружным городом, поэтому 7 ноября и 1 мая в нём положено было проводить парады войск гарнизона. Войск в городе было не-много (из военных училищ - наше единственное), поэтому выводилось оно на парады в полном составе. Так как осенью училище обновлялось наполовину (срок обучения был 2 го-да), то за сентябрь и октябрь надо было обучить молодых курсантов не такому уж простому, на первый взгляд, прохож-дению торжественным маршем да ещё с исполнением ру-жейных приёмов. Строевые занятия начались с одиночной подготовки на плацу. Затем перешли к тренировке в составе шеренг и колонн на дороге, ведущей в учебный корпус, сна-чала под барабан, а потом и под оркестр. Сложность состояла ещё и в том, что на парад мы должны были выходить с лич-ным оружием - винтовками с примкнутыми штыками. А это значит, что перед началом движения её надо было взять "на - плечо", при подходе к трибуне - "на - руку", а после про-хождения мимо трибуны - снова "на - плечо". Цирк начинался именно при выполнении приёма "на - руку" и затем - "на - плечо". Трёхлинейка образца 1891/30 года была ростом выше своих владельцев, шагавших на левом фланге колонн. Штык, хотя и не ножевой, но по острию колючий. Надо было манипулировать этакой оглоблей таким образом, чтобы не задеть ухо курсанта, идущего в передней перед тобой шеренге. В лучшем случае, при исполнении приёма сшибалась шапка, в худшем - царапались ухо или затылок: конец штыка должен ложиться в плечевой шов впереди идущего. Тренировали нас дважды в день: вместо физзарядки и вместо послеобеденного сна. Барабан и марши духового оркестра с тех пор крепко засели в мозгах. Признаться, духовой оркестр и марши люблю и сейчас.

Наконец наступает 7 ноября. Всё училище ротными колоннами тянется в город, естественно, с песнями: "Бе-лоруссия родная", "Дальневосточная, смелее в бой", "Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин". Первый батальон отли-чается своим пением, поют действительно красиво. Путь сов-сем неблизкий. Доходим до главной площади, перед выхо-дом на неё - отдых, с винтовок снимаются ремни, чтобы не мешали. Наконец, втягиваемся на площадь, выстраиваемся в парадные колонны. Вторым эшелоном за училищем - линей-ные войска: мотопехота, какие-то понтонные части. Прохож-дение торжественным маршем. Впереди колонн училища - заместитель начальника училища по строю полковник Эрлих, подпольная кличка "Борода". Как говорится, красавец - муж-чина. По национальности, кажется, цыган. Высокого роста, стройный, с чёрной бородищей (как говорили курсанты, он её не только холил, но и красил). На его прохождение прихо-дили посмотреть интеллигентные старушки. Гусар. Рост, бо-родища, чеканный шаг (строевик от бога), приёмы шашкой. Командиры рот и батальонов тоже с шашками. Не знаю, по-чему, но это так: в авиационном училище на парад офицеры шли с шашками. Это уже при нашем выпуске из училища для парадов ввели офицерские кортики, которые со временем благополучно отменили. Как уж мы там прошли, не знаю, но прошли. В Сибири в начале ноября стоят уже небольшие мо-розцы. Все участники парада его особенно и не заметили, но вот для одного нашего товарища по отделению парад закон-чился подмороженными ушами: он был теплолюбивым сы-ном Узбекистана. Пришлось нам пережить и следующий парад, майский, а затем, с расформированием округа, ходили уже не всем училищем, без оружия, на демонстрации. После па-рада состоялось принятие Присяги.

КОМАНДИРЫ. ОДНОКАШНИКИ
Одели нас в самом начале обучения почему-то в х/б бу (бывшее в употреблении) - поношенное, подзатёртое, но как ни странно, мы были даже довольны: в старом обмун-дировании выглядишь, вроде бы, и не новичком. Хотя "сала-гу" всё равно видно. Самолюбие задевало то, что старые кур-санты ходили в ремнях с бронзовыми пряжками, а нам выда-ли с железными. Попробуй, наведи красоту! Со временем об-менялись ими с выпускниками. Здесь я впервые увидел ино-странцев. Заканчивал обучение взвод, если правильно пом-ню, венгерских техников. Обмундирование у них - не чета нашему, одним словом, - заграница. Были ещё и "ускоренни-ки" - дяденьки. Это старослужащие механики, заканчиваю-щие шестимесячные курсы, потом им присвоили воинское звание младшего техника-лейтенанта. После нашей "зелени" видеть их в строю нам было просто интересно.

Зачислили меня в 3-й взвод 4-й роты 2-го баталь-она. При знакомстве с командованием стало немного не по себе, когда были произнесены фамилии командиров. Коман-дир взвода - капитан Грованов (мне послышалось - Крова-вый), командир батальона - подполковник Живодёров. На самом деле оба оказались неплохими людьми. Капитан наш, похоже, любил "поддать", но нас это не сказывалось. А Жи-водёров оказался вовсе не живодёром. Гораздо больше со-ответствовал своей фамилии другой наш комбат, пришедший на смену демобилизованному Живодёрову, - Дубинин. Не-посредственными командирами были назначены курсанты из солдат и сержантов, уже послуживших в Армии. Командир отделения - мл. сержант Марущак, как он гордо заявлял, - дважды ефрейтор. Помкомвзвода - сержант Гордов. Однаж-ды, вернувшись с экзамена в казарму, на вопрос командира взвода:
- Как сдают? + - Пятёрки получили я и некоторые другие! - "скромно" отве-тил он. А учился Гордов слабовато. И наконец, старшина роты - старший сержант Жилин. Числился в списке нашего взвода. Был он уже в воз-расте (во всяком случае, так мне тогда казалось), женатым. По причине слабости его в математике, прикрепили меня к нему в качестве "тренера". Это, правда, не спасло меня от взысканий: пришлось мне разок вымыть коридор после отбоя - за матюки на хозработах. В общем, учили мы друг друга взаимно. Меня в нём и до сих пор поражает его способность "входить в транс" перед строем роты. Только что говорил нормально и вдруг распаляется, глаза, и без того жёлтые, желтеют ещё больше, округляются - и понеслось... За свои 35 лет службы я этому так и не научился. Когда у него родился мёртвый ребёнок, курсанты зло шутили:
- Задохнулся от злости.
Первому взводу повезло больше всех: у них пом-комвзвода был назначен сержант Ямчук, большой, добро-душный "хохол". Меньше всех - второму. Там эту должность занял тоже "хохол". Только вредный, стремившийся "проя-вить" себя. Мы оказались в серединке, наш Гордов умом не блистал, но и не выкаблучивался.

Дружками моими были Васин Саша и Тараненко Иван, тоже почти земляк, из Барабинских степей. Мы так и спали в казарме: Саша - рядом, Иван - надо мною, на верх-ней койке. Из отделения запомнились ещё несколько ребят. Во-первых, обитатели левого фланга, рядом с которыми 3 года ходили и стояли в строю. Якут или бурят по национальности Николай Дашижапович. Сложное отчество запомнил, а вот фамилию запамятовал, наверное, потому, что по созвучию его называли Дышижоповичем (но не в глаза). Курсант Галицкий, фамилию запормнил, а имя выветрилось из памяти. Сначала он был Галицким с ударением на втором слоге. После того, как где-то прочёл, что были князья Галицкие (с ударением на первом слоге), стал произносить свою фамилию с таким ударением. Крепкий и плотный, как ядро, мужичок. Гена Блинов, отчисленный по здоровью из лётного училища. Лучший строевик роты. Смотреть на него, когда он исполняет строевые приёмы на месте и в движении, с оружием и без, - одно удовольствие. Ну а из правофланговых запомнился узбек Азимов Батыр. Спокойный, какой-то рыхлый, именно он подморозил уши на ноябрьском параде и получил за это благодарность от командования училища. Ему присылали посылки с сухофруктами, которыми он угощал и нас. Самым рослым не только в отделении, но и в роте был Толя Конюхов. Услышать от него слово - большая редкость. За 3 года ни разу не был в городском увольнении. У меня есть фо-тография молодых, ещё "тёпленьких" лейтенантов, сделан-ная при первом выходе в город в офицерской форме, здесь он тоже есть, прибился к нашей компании. Так вот этот Толя умудрился получить единственное за 3 года учёбы взыска-ние: месяц неувольнения. Не смог выдавить из себя команду "Смирно!" какому-то начальнику, шедшему навстречу ротной колонне. В соответствии со Строевым Уставом, право-фланговый должен был подать команду, если ведущий ко-лонну не мог видеть начальника. Был тот самый случай, а правофланговым шагал наш Толя. Среди остальных однокаш-ников запомнился ещё один, Гена Колбин. Он был из тех, ко-го тянет "засветиться". Бывает, что курсант, выбравшись по увольнительной в город, стремится к запретному: остограм-миться. Так вот Гена в одном из увольнений со своим прия-телем "принял на грудь". А потом стал искать на центральной улице, где бы "отлить". Нашёл, но это место оказалось комендатурой. Хорошо, что наряд был из курсантов, а не из солдат, вытолкали на улицу. Походил по улице и вновь нашёл, всё ту же комендатуру.

УЧЁБА
После переодевания началась и учёба. Нам объявили, что рота будет изучать секретный самолёт, реак-тивный прифронтовой бомбардировщик ИЛ-28. Другие изу-чали или тоже ИЛ-28, или реактивный истребитель МИГ-15. Все мы должны были стать авиационными техниками-меха-никами. Две или три роты должны были выпустить специа-листов по горюче-смазочным материалам. Меня устраивала техника, ГСМ-щиком стать не тянуло, хотя, как говорили, ра-бота у них тёплая, в помещении.
Сначала шли теоретические дисциплины, ремес-ленная подготовка. Обучение всему, что надо уметь делать своими руками, в училище было поставлено очень серьёзно. Учили столярному делу, началам ковки, слесарному делу, пайке, тросозаплётке, клёпке - в общем, всему, что можно и нужно делать в полевых условиях при мелком ремонте само-лёта. Подготовка, надо сказать, основательная, и она мне в жизни пригодилась.

Поступал я в училище с двухгодичным сроком обучения, но тут "подвернулась" война в Корее. Хотя мы в ней официально не участвовали, но в училище появились об-ломки истребителей МИГ-15 с опознавательными знаками Северной Кореи. Шла война, наши лётчики довольно успеш-но в ней участвовали, но им запрещалось пересекать 38-ю параллель, границу с Южной Кореей. Поэтому сбитые наши самолёты падали на дружественной территории. Несколько таких нам и доставили. Срочно понадобились и авиационные техники. Была поставлена задача подготовить нас за год. Тут-то и началась свистопляска. Если раньше распорядок дня был размеренный: до обеда - занятия, после обеда - час сна и самоподготовка, то теперь занятия продолжались и после обеда. Программа уплотнялась, комкалась. Нас уже сводили к фотографу - нужны были фотографии в личные офицерские дела. На всех было выделено два мундира. Мне досталось фотографироваться в мундире нашего командира взвода, то-же невысокого роста. С погон были сняты лишние звёздочки - вот тебе и лейтенант. Рубашку под мундир не надевали, об-ходились пристяжным воротничком (были такие) и галсту-ком. С тех времён у меня сохранилась фотография: мальчик с не отросшими ещё волосами, выпученными глазами и в мун-дире, застёгнутом по-женски - справа налево. Мы уже и не знали, радоваться ли такому повороту дела. Но обстановка в Корее стабилизировалась - и нас снова перевели на преж-нюю программу обучения.

В военные училища попадали по-разному: по желанию, по глупости и наивности (как я) и по принуждению. В школе в нашем классе был паренёк, грезивший морем. По большому желанию поступил учиться в высшее военно-мор-ское училище во Владивостоке. После выпуска быстро разо-чаровался в морской службе. Поболтавшись на Морском охотнике по волнам Тихого океана, стал симулировать пьян-ство. Времена были хрущёвские, Армию сокращали, Флот ре-зали. Поэтому без больших хлопот он был уволен. Поступил в Московский энергетический институт, там и остался, стал профессором, защитил докторскую диссертацию. Как я уже говорил, я в училище попал по глупости, не мечтая в школе о военной службе, и прослужил 35 лет. Были и по принужде-нию. Это случай моего друга Саши. Окончил он техникум, ра-ботал, вызвали в военкомат. Предложили выбор: солдатом или в училище. Так и оказался в училище. После длительного времени, в течение которого мы друг о друге ничего не зна-ли, через Российский и Украинский Генеральные Штабы я ра-зыскал его в Ивано-Франковске, подполковником в отставке. Но были и такие, которые сопротивлялись до победного кон-ца. Уже после переодевания всё училище было построено на поле стадиона - и с двоих-троих таких "отказников" были сняты курсантские погоны. Они были отправлены служить солдатами. Отметим только, что срок службы в ВВС в то вре-мя был 5 лет, в ВМФ - 7.

В первую зиму ко мне приехала мама. Вызвали на проходную. Мама показалась какой-то маленькой и ста-ренькой, хотя в то время было ей всего 37 лет и уж старень- кой она никак не была. Отпустили меня в увольнение. Повёз маму в Иркутск-2. Там жила сестра дедушки или бабушки Степановых - Соколова. Я у неё уже раз побывал, адрес мне дали ещё в Новосибирске.

Первый год обучения закончился не сессией, а разнесёнными по времени зачётами по законченным курсам. Отпуск, поездка домой. Надо обмундироваться. Обмундиро-вание у нас было наипростейшее: пара х/б, плюс х/б бу и па-радный мундир со стоячим воротником. Ко всему пара кир-зовых сапог на все случаи жизни и шинель. Всё, порядочной фуражки к парадному мундиру не нашлось, досталась с поло-манным козырьком. От дома я ещё не отрывался. Поэтому отпуск был нужен. По дому я очень скучал. Тем более, что те-перь можно было показаться в селе в форме с голубыми по-гонами. Прямо "первый парень на деревне". Поочерёдно в селе побывали все пятеро военных из нашего класса. После отпуска, до занятий, - ремонт казармы. За-тем начался второй год обучения. Изучение конструкции са-молёта и двигателя, практическая работа на них. В зале на третьем этаже учебного корпуса установлен препарирован-ный бомбардировщик ИЛ-28, на этаж ниже - истребитель МИГ-15. В классах - тоже препарированные - реактивные двигатели ВК-1. Конструкция и самолёта, и двигателя изуча-ется с интересом, мне это даётся легко. В мастерских разме-щаются классы для практических занятий на двигателе: заме-на агрегатов, регулировки. Изучается и другое оборудование, расположен-ное на самолёте: навигационное, электроспециальное, пу-шечное, бомбовое, радио. Техник-механик, являясь хозяином самолёта, должен быть знаком со всем оборудованием самолёта. Все остальные специалисты - приходящие. Разборка и сборка пушек на время, с завязанны-ми глазами. С завершением этих наук, переходим на аэро-дром. Здесь - практическая работа на "живой" технике. Учи-лище только что перешло на изучение реактивной техники, вернее, находилось в процессе этого перехода. Какая-то часть курсантов ещё изучает штурмовик ИЛ-10 с поршневым двигателем. На аэродроме стоянки самолётов расположены буквой "П": пикирующие бомбардировщики ПЕ-2 и ТУ-2, у которых поршневые двигатели изъяты и заменены реактив-ными ВК-1 (следствие нехватки новой материальной части); перемычка буквы - несколько ИЛ-10 и МИГ - 15; ну и, нако-нец, стоянка ИЛ-28. Буква "П" замыкалась на прямоугольник стоянкой "станков". Это самоделки с кабиной и расположен-ным за ней двигателем ВК-1. Самоделки очень удобны для отработки навыков по запуску двигателя, регулировок на работающем двигателе и замене агрегатов. Занятия органи-зуются и ночью - курсанты должны освоить и специфику ноч-ных работ: полёты в войсках идут и днём, и ночью.

Когда наше двухгодичное обучение подходило к концу, наверху состоялось решение о переводе средних во-енных учебных заведений на трёхлетний срок обучения. Наш выпуск разбили на два: один выпускался по двухгодичной программе, а второй, чтобы не было перерыва в выпусках, - на следующий год. Наш 3-й взвод оказался невезучим и был задержан с выпуском до следующего года. Было бы не обид-но, если бы задерживалась вся рота, а так - первые два взво-да уже офицеры, а мы ещё на год - бесправные курсанты. С осени роту пополнили двумя взводами новичков. Старшиной роты назначили сверхсрочника, не курсанта. Ну а нам снова начали ломать программу. Курс обучения мы прошли, нужно было в него что-то добавлять. Продержали на таких "добав-ках" до мая 1955 года. За это время зимой нас отправляли в зону затопления будущей Ангарской ГЭС для "ликвидации" военного лесхоза. Работа состояла в переносе пиломатериа-лов в места, удобные для погрузки. Выдали нам продуктами паёк и поездом отправили к Байкалу. Из своего коллектива избрали поваров. Ими стали Иван Каменский и Батыр Ази-мов. Надо сказать, что дело своё они делали великолепно, такого плова, который готовил Батыр, мне за свою жизнь не только едать, но и видеть больше не пришлось. По вечерам, при свете керосиновых ламп и топящихся печей, сами собой организовывались хоровые спевки. Пели, в основном, "жа-лобные" песни. Одна запомнилась, т.к. потом на эту же му-зыку я слышал и другие песни, других родов войск, напри-мер, танковых. Музыка общая - есть такая шахтёрская песня о молодом коногоне. Вот и здесь: о курсанте-лётчике. Занёс её к нам Гена Блинов, наш несостоявшийся лётчик. Устраивались даже танцы, на которых присутствовали местные девушки, не бог весть какие красавицы, но шли нарасхват. Такой успех вряд ли они пережили в своей жизни ещё хотя бы раз.

ВОЙСКОВАЯ СТАЖИРОВКА
Затем поездка в Амурскую область на войсковую стажировку. Стажироваться нам выпало в дивизии, разме-щённой на недавно построенном аэродроме. Поселили нас в казарме при аэродроме вместе с солдатами. Служебные и бытовые помещения ещё не были достроены, поэтому на аэродроме жили и военные строители. Это приводило к стычкам солдат авиационных и строителей, заканчивавшихся потасовками. Столовой ещё нет, кормят в неотапливаемом сарае, хлеб выдаётся мёрзлый. Его не нарезают, а рубят топо-ром. Питаемся, как и все, по солдатской норме. Аэродром расположен в степи, ветерок посвистывает, морозно. А рабо-та техника вся на улице, у самолёта. Некоторым выпала "честь" стажироваться у товарищей, которые выпустились полгода назад из нашей же роты. Вот один из наших товари-щей и схлопотал выговор от нашего однокашника за скручен-ную 20-тимиллиметровую шпильку:
- Чему вас только там учат!
Офицеры живут в посёлке при железнодорожной станции Серышево. Своих товарищей, молодых лейтенантов, мы встретили сразу же, как только выгрузились на станции: "керосинили" в станционном буфете. С такой же целью бега-ют сюда в самоволку и солдаты. Правда, не всегда удачно. При нас трое таких самовольщиков были "накрыты" метелью, сбились с курса и замёрзли в степи. Для нас стажировка закончилась благополучно. В это время на двигателях ВК-1 было об-наружено обледенение топливных фильтров. Двигатели в по-лёте отказывали - и не всегда это заканчивалось благополуч-но. Аварийные комиссии выяснили, что виновником является вода, кристаллизующаяся из керосина при низкой температу-ре. Кристаллы воды и забивают фильтры. В качестве контрме-ры принято решение через каждые 5, затем 10 часов налёта фильтр снимать, промывать и высушивать. Снимать фильтр - большая неприятность, особенно на морозе, керосин омывает руки, затекает в рукава. Правда, техники - народ сообразительный, скоро стаканы всех фильтров были снабжены краниками слива - и задача была решена. Но попробовать исполнять неприятную операцию мы всё-таки успели.

ОКОНЧАНИЕ УЧЁБЫ
Прошли последние месяцы занятий и, наконец, выпускные экзамены. Самым неприятным для меня экзаменом был экзамен по физподготовке. На параллельных брусьях у меня что-то получалось, с перекладиной уже было похуже, а вот прыжок через коня... Как-то всё-таки я научил-ся его перелетать, правда, долгое время пальцы на руках бы-ли как вывихнутые: отбил задницей. Тренером у меня, при-чём добровольным, был Ваня Каменский, сам неплохой гим-наст. В общем, поднатаскал он меня, и четвёрка - это его зас-луга. На госэкзаменах у меня было ещё две четвёрки: по строевой и уставам (вместе с физподготовкой они учитыва-лись как один предмет). Ну а остальные, специальные, пред-меты - все на балл выше. Здесь мне бояться было нечего.

Вовсю шёл пошив офицерского обмундирования для выпускников, кому-то уже всё было готово. Процесс этот был отлажен, а выпуск наш был небольшой. Сказать надо доброе слово о наших портных: наши шинели смотрелись ку-да лучше, чем шинели наших товарищей из Васильковского училища (это мы оценили позднее). Расстраивало только то, что не шили нам парадную форму. Старую отменили, а на но-вую училище ещё материалы не получило. Уж больно хоте-лось щегольнуть дома в новой парадной форме. За неиме-нием таковой, все, кем владела нетерплячка, переоборудо-вали повседневную форму в старую парадную, это было не-сложно. Наступил томительный период ожидания Приказа министра обороны о присвоении офицерских званий. Заня-тий нет, выпускников используют в качестве бесплатной раб-силы. Меня "прикрепили" к какой-то лаборатории, что-то там делать по мелочам. Один раз поручили принести два листа стекла. Сопровождал меня майор. Всё шло гладко, пока шли по улице, но вот зашли в здание, надо преодолеть лест-ницу. Ну и надо же было мне споткнуться о ступеньку. Удер-жаться было невозможно: обе руки заняты стеклом, на него я благополучно и "приземлился". Больше мне "стекольных" дел не поручали.

Наконец-то прибыл долгожданный Приказ. Нам присвоено первичное офицерское звание техник-лейтенант. Всем выдаётся ранее пошитое офицерское обмундирование. На кители уже пришиты серебристые погоны с двумя звёз-дочками на каждом. Примеряем, красуемся перед зеркала-ми. Специально для торжественного объявления Приказа, на один из кителей, в котором придётся участвовать в торжест-ве, поверх лейтенантских погон прикрепляем курсантские. Наступает день посвящения. Выпускников в офицерской фор-ме, но с курсантскими погонами, выстраивают на стадионе. Зачитывают Приказ министра обороны. Следует команда снять курсантские погоны, а потом каждый, выходя из строя, получает диплом. Наши дипломы отличаются от дипломов наших предшественников: те были военные, со звездой, а на-ши - общесоюзные, с государственным гербом. После тор-жественного обеда нас уже никто не держит. Впервые можно выходить в город без увольнительной. Мы этим пользуемся немедленно. Саша, Иван, я и примкнувший к нам неприкаян-ный Толя Конюхов. В городе заходим в фотоателье, фотогра-фии на память. На улице нам делает "под козырёк" мили-цейский старшина, улыбается. Нам это в новинку, пока пер-выми приветствовали только мы, нас - никто. На следующий день получаем остальное имущество, вплоть до постельного белья, одеяла и матрасовки. Получаем деньги и документы. Саше и мне предстоит ехать в ГДР. Всё, до свидания, Иркутск. Получилось - прощай. С тех пор на востоке дальше Краснояр-ского края я не бывал.

Примечание: Продолжение
Степанов Андрей Никандрович, родился в Красноярском крае. Окончил Иркутское ВАТУ. Проходил службу в Группе советских войск в Гемании. Окончил Ленинградскую военно-воздушную инженерную академию им Можайского. 25 лет работал на должностях от инженера-испытателя до начальника отдела испытаний ракет-носителей на НИИП -5МО (Байконур). После окончания службы 2 года работал представителем Воронежского КБ ХА на полигоне и с получением квартиры в Ростове-на-Дону - в НИИ механики и прикладной математики. Полковник в отставке.
Юбилейная символика



 
     Связанные ссылки
· Больше про Статьи ИВАТУшников
· Новость от markos


Самая читаемая статья: Статьи ИВАТУшников:
Военное образование в США


     Рейтинг статьи
Средняя оценка: 5
Ответов: 3


Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


     опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


"Авторизация" | Создать Акаунт | 0 Комментарии
Спасибо за проявленный интерес

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь.

     Случайные фото

Я И ШОПРОН ПРИСЯГА.j ...



Скачков Борис Иванов ...



преп6~0.jpg



VELICHKO.jpg



P6210009.JPG


В фотогалерею

     Информация о пользователях
Добро пожаловать, Гость
Логин
Пароль
(Регистр)
Зарегистрировались:
Крайний: Alex08041965
Сегодня: 0
Вчера: 0
Всего: 3520

Посетителей онлайн:
Гостей: 77
Своих: 0
Всего: 77

     Наши новости

Видео на иватушники.РУ
[ Видео на иватушники.РУ ]

·Видеоклип
·На территории ИВВАИУ горят казармы
·Торжественный марш
·В Баргузинском заповеднике сняли фильм "Последняя охота"
·Иватушники: наши есть везде
·Поздравления факультета АРЭО с юбилеем
·В память о Володе Рийнер
·Учения инженерно-авиационной службы в/ч пп 88298
·В зданиях и на территориии бывшего ИВВАИУ орудуют мародеры
·20 лет факультету АВ
·Видео от иватушников




PHP-Nuke Copyright © 2005 by Francisco Burzi. Данное программное обеспечение является бесплатным, распостроняемым на основе - GPL License.
PHP-Nuke распространяется без всяких гарантий, подробнее смотреть лицензию.
Открытие страницы: 0.47 секунды