ПРОХОРОВ Алексей Николаевич (1923 — 2002)
Дата: 30/01/2008
Тема: ИВАТУШНИКИ


Генерал-майор авиации (1976)
Дважды Герой Советского Союза (1945, дважды)
На время представления к званию Героя Советcкого Союза:
командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиаполка (277-я шад, 1-я ВА, 3-й Белорусский фронт), гвардии капитан


Родился 19 января 1923 года в селе Рождественское Борисоглебского района Воронежской области. В 1940 году успешно окончил Борисоглебский аэроклуб. Затем учился в Балашовской военной школе пилотов, по окончании которой в 1942 году был направлен на Ленинградский, затем на 3й Белорусский фронт. Воевал в составе 15го гвардейского штурмового авиаполка. Был командиром звена, с декабря 1943 г. - командир эскадрильи. Всего в годы войны совершил 236 боевых вылетов на Ил-2. Вместе с воздушным стрелком Кривановым сбил в воздухе два самолета противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия) Алексею Николаевичу Прохорову присвоено 19 апреля 1944 года за 180 боевых вылетов на штурмовку объектов противника. И было в ту пору капитану двадцать два года. Второй медали "Золотая Звезда" удостоен 29 июня 1945 года за 236 боевых вылетов и новые боевые отличия. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени и 9 расной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3й степени, медалями. После Великой Отечественной войны АН. Прохоров успешно окончил Краснознаменную Военно-Воздушную академию (1950 год), служил командиром палка. Летал на реактивных машинах. С 1968 по 1975г. на преподавательской работе, затем заместитель начальника Иркутского Высшего военного авиационного инженерного училища. С 1979 года на преподавательской работе в Военной академии им. М.В. Фрунзе. В 1976 году Прохорову присвоено звание генерал-майора авиации. Жил и работал в Москве.
Умер 27 мая 2002 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.


Как всегда, в январе мы отмечаем очередную веху Великой Отечественной - годовщину прорыва блокады Ленинграда, однако, битва за Ленинград продолжалась с 1941 по 1945гг. Хочется написать немного об участнике этих боев, нашем сослуживце (заместителе начальника ИВВАИУ 1975-1979 г.г.) выдающемся летчике-штурмовике о Прохорове Алексее Николаевиче. Вот как сам А.Н.Прохоров описывает один из рядовых и, замечу, не самых удачных эпизодов той войны.
Значение прикрытия. Наш штурмовой полк находился на аэродроме Касимово, в 35 км севернее Ленинграда. Мне и моему ведущему, ныне дважды Герою Советского Союза гвардии майору Алексеенко, была поставлена задача: парой, без прикрытия, пройти по маршруту: Урицк - Красное Село - Красногвардейск - Пушкино с целью обнаружить скопление живой силы и техники на главном направлении наступления наших войск. Вылет произвести немедленно. Шел второй день наступления. Наши наземные войска в результате успешно проведенной операции 15.01.44 г. прорвали сильно укрепленную оборону противника на участке Урицк - Пушкино и продвинулись на 23 км. Было известно, что авиация противника малочисленна и накануне действовала мелкими группами в 24 самолета типа Ме-109 и ФВ-190. Район полета, судя по предыдущим вылетам, был очень сильно прикрыт зенитными средствами. Погода в районе аэродрома: облачность 10 баллов, видимость менее 1 км и высота облачности не более 10-15 м (аэродром был полностью закрыт утренним туманом), но в районе Ленинграда и цели погода благоприятная, видимость до 5 км, высота до 1100м. Рации наведения и оповещения работали слабо, полет производили по одному и по приборам; в сплошной облачности вышли в открытое место, где построились и стали на курс. Установили связь с КП командира дивизии, и, получив разрешение, мы пошли по маршруту. Вследствие сильного зенитного огня мы маневрировали с обстрелом зенитных точек. У поворотного пункта Красногвардейск, где был расположен аэродром противника, мы обнаружили Группы танков, в боевых порядках двигавшихся к участку, где нашими войсками была прорвана оборона немцев. Только что мы успели сбросить бомбы и передать результаты разведки на КП, как неожиданно на нас напали Ме-109. Пара Ме-109 шла внизу-впереди, маскируясь лесом, а вторая пара - вверху-впереди (под углом к нам), маскируясь облачностью. Я увидел пару, которая шла над лесом, а ведущий - пару, шедшую выше нас. Атаку мы произвели одновременно: ведущий - по паре, что выше, а я - по паре, что ниже. Пара, которую атаковали ведущий, проскочила мимо и ударила меня с фланга по хвостовому оперению, перебила управление и рацию. Мне пришлось маневрировать только мотором и элеронами. Все четыре Ме-109 обрушились на меня, заходя попарно в "клещи", подбили мой мотор, изрешетили плоскости и ранили в руку моего стрелка. Несмотря на ранение, стрелок дал четыре удачные очереди (больше не смог, так как была перебита лента) и сбил ведущего Ме-109. Атака больше не возобновлялась. Я благополучно произвел посадку в районе расположения своих войск. Ведущий вернулся невредимым на свой аэродром. В чем причины этого неудачного боевого вылета, случайно закончившегося для меня благополучно?
1. В недооценке сил противника, ибо по опыту надо было ожидать, что на 2-й день операции он подтянет истребителей к фронту.
2. В отсутствии истребителей прикрытия и патрулей над полем боя, что обеспечивало свободу действий немецким истребителям.
3. В нечеткой работе рации наведения и самолетных раций.
4. В том, что не была учтена возможность прояснения погоды над полем боя.
Чем интересен рассказ летчика? Для меня – четким анализом ошибок и промахов в боевой работе. Кто постоянно анализировал такие ошибки тот и воевал хорошо, и живым домой вернулся.



По материалам Avia.ru

Биографии наиболее известных выпускников вы можете узнать в Энциклопедии выпускников и преподавателей ИВВАИУ



Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=104