Россия 'продала' Латвии знаменитую 'тушку' за 1 евро.
Дата: 07/05/2009
Тема: ИВАТУШНИКИ


На днях в Рижском аэропорту приземлился необычный самолет из Москвы. Пассажиров не было, в расписании он тоже не значился. Звезды эстрады, олигархи, политики инкогнито этим бортом не прилетали. Между тем рейс не имеет аналогов в новейшей истории двух стран: "Аэрофлот" отправлял в Авиационно–технический музей при аэропорту "Рига" самолет–ветеран — отслуживший свой срок Ту–134 А.

На фоне краснозвездных вертолетов и истребителей, давно прописавшихся в музее, их гражданский собрат — белоснежный, с синим вкраплением "Аэрофлот" — кажется новеньким.

— Самолет — 1981 года. В прошлом году его сняли с эскплуатации, хотя остаточный ресурс по планеру еще 10 тысяч часов, — объясняет директор музея Виктор Талпа. — Мы узнали, что в "Аэрофлоте" появился такой старичок. Обычно их отправляют в утилизацию — на металлолом. Списались с руководством "Аэрофлота" и попросили передать нашему музею. Ведь для тех, кто в советское время пилотировал самолеты, да и пассажиров, это не просто экспонат — память о прошлом. Ту–134, Ту–154 — лучшие годы моего поколения.

Шесть месяцев продолжалась переписка, согласование деталей. "Аэрофлот" согласился продать самолет за один евро, но зарплаты экипажу за перелет, страховку, керосин должна была оплатить латвийская сторона.

— Это общемировая практика, — уточняет Талпа. — Англичане продали немецкому авиамузею "Конкорд" за такую же сумму. Правда, остальные расходы там были на порядок выше.

Командир необычной эскадрильи не скрывает, что еще полностью не рассчитался за приобретение и не скоро рассчитается. Потому что финансирует все из собственной пенсии и такого же небольшого жалованья. А государство, министерство? — спросите вы. Музей ведь государственный, а не частный. Совершенно верно. Только реально он держится на одном человеке — ветеране авиации Викторе Талпе. Обычная картина в сегодняшней Латвии — немногое хорошее, что осталось, держится на таких одержимых, чудаках, бессребрениках.

В музее, который сейчас официально именуется Авиационно–техническим имени Цандера, я был еще в 1990–е. Тогда под старые самолеты и вертолеты тоже была выделена территория возле аэропорта, но в другом месте. Оказалось, за это время музей шесть раз менял прописку! Вскоре новый переезд. Куда — вопрос. А эта территория отойдет новому терминалу аэропорта.

— Земля дорогая, особенно здесь, — разводит руками бывший летчик. — Спасибо аэропорту и за то, что сейчас имеем, помогают чем могут.

Хотя это, конечно, громко сказано. Ладно, у страны нет собственных возможностей помочь, ну так привлеките еврофонды. А средства нужны. Самолеты и вертолеты, авиадвигатели, вооружение — все под открытым небом. В идеале для каждого из припаркованных здесь четырех десятков самолетов и вертолетов нужно строить собственный ангар, но мечтать об этом в нынешней Латвии, где деньги вкладывают в "замки света", — несерьезно. Но хотя бы для авиационных двигателей, вооружений ангары нужны.

…По ступеньками поднимаемся в кабину самолета, на борту которого выведено — ТУ–104. Для человека непосвященного — самолет как самолет.

— Первый реактивный в мире, — поясняет директор. — На этой самой машине Хрущев летал.

Необычна история ее появления в музее. После того как срок эксплуатации вышел, лайнер передали РКИИГА — для подготовки студентов. У них его присмотрел колхоз–миллионер "Накотне" для аэроклуба. Через несколько лет "колхозные уточкины" так раздолбали самолет, что хоть в металлолом отвози. Талпа вывез реликвию к себе и вернул ей вторую молодость.

А вот МиГ–21! Его выменяли на… 12 тонн металлолома. В советское время существовали клубы по интересам для школьников. Чтобы они обучались на "живой технике" Совет министров разрешил списанную технику, в том числе и военную, передавать клубам за металлолом. Этот МиГ–21 — из училища Алксниса.

— На этой технике когда–то обучались учащиеся старших классов, — рассказывает мой сопровождающий. — Окончив клуб, получали специальность моториста по эксплуатации Ан–2. 80 процентов моих выпускников поступили в летные училища и вузы Союза.

В конце 1990–х бывший клуб стал музеем. Долго Виктор Талпа ходил по инстанциям — военную технику с красными звездами в министерствах называли "оккупационной". Американцы удивлялись ему: "Зачем тебе унижение? Приезжай к нам с "оккупационным металлоломом". Миллионером станешь". Но он не уехал. Не для того собирал, чтобы за кордон отвозить.

— Какие самолеты в училище Алксниса были, — вспоминает директор. — Ничего не осталось: часть в Англию продали, там их на крыло подняли, часть — на металлом. Моя совесть чиста: ни одного борта не порезал. У меня рука не поднялась бы.

Командир уникального авиапарка и в новые времена умудряется доставать экспонаты. Не без помощи добрых людей. Из Киева, с киностудии "Довженко", его бывший воспитанник Андрей Башловский доставил вертолет Ми–1, немцы передали самолет CESNA–150 американского производства, из бывшего военного гарнизона в Эстонии пригнали Су–7 — "здоровую дуру на 13 тонн". Идут переговоры с Краковским авиамузеем об обмене экспонатами. В рижском музее два самолета L–29 и МиГа–15, а в Кракове дубликаты МиГ–17 и 19. Правда, поляки пока не ответили на письмо из Риги.

— Может, русский забыли? — недоумевает Виктор. — Отправлю новое — на английском. Надо договариваться.

Разговор прерывает звонок. Школа интересуется возможностью экскурсии. "Без проблем, — в трубку говорит Виктор. — Билет для школьников — 50 сантимов, для взрослых — 2 лата. Учителям — бесплатно. Работаем без выходных — с 9 до 18 часов".

Заходят сюда и военные. Директор показывает в "Книге записей" слова благодарности от командира НВС Юрия Маклаковса, посмотреть на технику бывших врагов приезжали из Шяуляя и натовцы — летчики, патрулирующие небо Балтии. Летом частые гости — студенты авиационных специальностей РТУ, где еще изучают технику "живьем", а не на компьютере. В советское время в каждом из авиационных вузов Латвии была собственная техническая база, сейчас нынешние студиозусы могут "пощупать" ее только в музее.

…Англичане, не раз прилетающие в Ригу специально в авиационный музей, не верят, что мы — бедная страна. "С такими–то музеями". Я бы добавил: и с такими людьми — одержимыми, окрыленными, настоящими подвижниками.

Многие, зная, как Виктор Талпа выбивал уникальные экспонаты, о которых мечтают известные западные музеи, не могут взять в толк, почему он остался здесь, на скромной пенсии и такой же зарплате. "На Западе богатейшим человеком был бы со своими "игрушками".

Тем, кто ходит по земле, в людях ценит лишь умение "набить бабло", трудно понять, что выпускник Иркутского военного училища — бывший бортинженер, поднимавший в небо и военные, и гражданские самолеты и имеющий один из самых больших в Латвии показатель летных часов (более 9 тысяч) — богатый человек. Ведь богатыми на Руси называли не тех, у кого было много денег, а тех, кто живет по законам cовести, тех, кто свои способности, талант, полученные свыше, не разменял и не продал. "Вести Сегодня+" № 12.



Подписка на новости Иватушники.РУ



Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=266