Краткая хроника прошлых лет
Дата: 11/07/2009
Тема: ИВАТУШНИКИ


В 1912-1914 гг. в г. Иркутске ускоренными темпами идет строительство кадетского корпуса и юнкерского училища. К 1917 г. объемы работ из-за нехватки рабочей силы и средств сокращены. Подняты стены конного манежа (ныне УПМ), офицерских домов, казарм, штаба и клуба. Частично был построен учебный корпус. Строительство помещений возобновля¬лось в 1918-1920 гг. В 1929 г. по линии Наркомпроса РСФСР проведены некоторые восстановительные работы.

«Военно-учебные заведения — военные шко¬лы, курсы усовершенствования и академии должны стать для всей армии подлинно ведущими центрами в боевой и политической подготовке, в овладении техникой, в военно-научной работе и обеспечивать полностью потребность армии в высококвалифицированном и в военно-техническом и политическом отношении начсоставе». (Из постановления Реввоенсовета СССР «О командном и политическом составе РККА» от 5 июня 1931 г.).

1931 г.:
Начальник 4-й Иркутской военно-технической школы ВВС Иван Иванович Михайлов. Первые наборы. Трудности становления. Нехватка преподавателей. Отсутствие наглядных и учебных пособий. Ввод в строп лабораторий. Оборудование учебного ангара. Шесть самолетов Р-1.

1932 г.:
На 25 января в школе было 117 человек начальствующего состава.
10 февраля 1932 г. принято 475 курсантов, из них 6 — девушки. Учебные роты. Строевая подготовка, общеобразовательные, специальные дисциплины. Оборудован ряд классов и лабора¬торий, приступили к оборудованию слесарного и столярного цехов. Участие во Всеармейском техническом смотре. Развитие учебно-матери¬альной базы. Всего в 1932 г. было принято 756 человек на годичный срок обучения.
Апрель. Второе комплектование школы переменным составом. Особый набор — курсанты — мотористы сверхсрочной службы со фоком обучения шесть месяцев.
Май. Вышел в свет первый номер школьной многотиражки «За технику ОКАВА». Август. Прибыл самолет И-3, без крыльев, с мотором БМВ-6. Из-за нехватки авиаци¬онной техники занятия ведутся в две смены.
Октябрь. Первый выпуск: 97 младших авиационных техников (из мотористов), про¬шедших ускоренный курс обучения.
Ноябрь. Постоянный состав — 357 человек, начальствующего состава из них - 292 человека. Осень и зима 1932 г. были самыми тяжелыми во всей истории школы. Не был достроен корпус № 15. Левое крыло 1-го корпуса, предназначенного для размещения курсантов, было сдано с низким качеством. Котельная едва поддерживала пар: было мало топлива. Вспышка сыпного тифа. Карантин длился почти два года. Обвал чердачного перекрытия в корпусе № 1 в ноябре, гибель и ранения курсантов.

1933 г.:
Март. Сформировано два батальона. Общая численность курсантов — 1 131 человек.
Весной 1933 г. поступили новые самолеты Р-5, несколько Р-1 и моторы М-11, М-17, М-22.
Июль. Третье комплектование. Принято 546 человек. Усиление помощи на стройке. «Строительная атака», «ходить штурмом».
Август 1933. Командование школой принимает Павел Григорьевич Фесенко.
Второй выпуск авиационных техников (набора января 1932 г.).

1934 г.:
Получены в достаточном количестве новые, совершенные по тому времени самолеты Р-5. Улучшалось материальное снабжение всего учеб¬ного процесса в целом, оснащение школьных мастерских.
Июль. Подвиг выпускника 1932 г. Е.И. Моторика.
Осень. Первый специальный набор по разверстке ЦК ВКП(б), 473 чел. В училище 7 батальонов — 21 рота, и одна рота автомеха¬ников. Укрепление учебно-материальной базы, оборудование ремонтных классов, изготовление наглядных пособий. Сборка поступающих самолетов, двигателей, их консервация — эта работа помогала в усвоении учебной программы.
Аекабрь. Третий выпуск.

1935 г.:
Декабрь. Четвертый выпуск командиров РККА с новыми воинскими званиями — воен¬техники второго ранга.

1936 г.:
16 августа школе вручается Знамя части. «Часть 1820». 29 августа 1936 г. приказом НКО СССР № 169 были введены нагрудные знаки для лиц, оканчивающих летные и техни¬ческие школы ВВС РККА. Этот знак вручался выпускникам, начиная с 1937 г. одновременно с присвоением воинского звания «Воентехник 2-го ранга».

1937 г.:
15 декабря школа отмечала выпуск первого специального набора, проведенного в 1934 г. по решению ЦК ВКП (б).

1938 г.: Школа полна сил.
Нюнь. Школу посетил Мехлис Л.З. Его организационные решения и меры благотворно отразились на дальнейшем росте и укреплении учебно-материальной базы школы, улучшении бытовых условий личного состава.
13 мая 1938 г. приказом Наркома обороны школа переименована в Иркутское военное авиационно-техническое училище.
Июль 1938 г. Константин Васильевич Иващенко и.А- начальника Ир¬кутского ВАТУ (с 28 июня 1939 — на¬чальник училища).
Участие выпускников 4-й ВШАТ в боях у оз. Хасан и МНР против японских агрессоров. Пополнение школы. Осень. Очередной выпуск авиатехников.

1939 г.:
Социалистическое соревнование. Военная присяга.
Февраль. В школе возник новый патриотический почин — соревнование имени Третьей пятилетки (Классное отделение И. Я. Днепровского — средний балл по успеваемости 4,5).
Осень. Помощь народам Западной Украины и Белоруссии. Участие в боях с войсками реак¬ционного правительства Финляндии. Досрочная подготовка и выпуск командиров-специалистов. Перестройка учебного процесса, параллельная подготовка нового пополнения. Нехватка обще¬житий, цехов и лабораторий. Усиленная ра¬бота педсостава, трехсменное обслуживание классных отделений на аэродроме.

1940 г.:
Училище дало несколько внеочередных выпусков командиров ВВС. Быстрая перестройка учебного процесса на военный лад (1939-1940 гг.).
Училище производит последний довоенный выпуск авиационных техников. Получено зада¬ние на подготовку больших контингентов авиа¬ционных механиков, необходимых для уком¬плектования авиационных частей.
Годы войны.

Лето 1941 г. — полоса труднейших испы¬таний. Большое количество офицеров школы было отправлено на фронт. Число курсантов резко возросло. Нехватка казарменного и лабо¬раторного фондов. Сокращение фоков обучения. Обучение полевому ремонту самолетов под от¬крытым небом. Создание новых полевых аэро¬дромов. Трехсменная работа на самолетах. Тактические задачи по обороне аэродрома. Движение рационализаторов и изобретателей шко¬лы. Использование местных ресурсов. Учебная база содержалась в образцовом порядке. На 1 февраля 1942 г. в школе 1 271 человек.
Апрель, 1942 г. — начальник школы Иван Михайлович Щелочилин.
Строительство завода по добыче из сланцев жидкого топлива. Отправлены на фронт два подразделения под командованием В. Самодая и Г. Павлова. Новая техника поступала не с заводов, а из боевых частей, и была неисправной. Преподаватели и инструкторы в короткие сроки восстанавливали ее и приступали к обуче¬нию курсантов. В период войны производствен¬ные мастерские восстанавливали самолеты и авиационные моторы. Самолеты после ре¬монта отправлялись в действующие боевые части (СБ, У-2, ЛаГ-3, Як-7 и Ил-2).
Май — 514 и июнь — 287 авиамехаников. Остальные ушли в наземные формируемые части. Два выпуска практически готовых специалистов (1465 и 1001 человек) в мае 1942 г. были откомандированы в строевые части.
1942 г. и 1943 г. — стажировка офицеров и курсантов в действующих авиационных частях. 1943 г.— три выпуска. В апреле 1943 г. на базу Белая в служебную командировку убыл ряд офицеров и военнослужащих школы. Прини¬мали участие в обслуживании самолетов и кур¬санты (Ту-2, Пе-2, Ли-2, Ил-2, Си-47 — сотни самолетов) до конца июля 1945 г. 1944 г.— три выпуска.
29 апреля 1945 г. — последний военный выпуск.
Послевоенные годы.

1947 г.: Четыре выпуска. Четвертый был специа¬лизирован на самолет Ту-2.
Декабрь. Набор механиков на годичную программу обучения. Иркутское ВАТУ. Эра реактивных самолетов. Подготовка авиаспе¬циалистов для обслуживания реактивного само¬лета Як-5 с двигателем РА-10А. Отработка запуска и регулирования турбореактивных двигателей.
1949 г., май. Первый послевоенный выпуск офицеров СА. Нюнь — второй выпуск, 327 человек, обучавшихся по шестимесячной про¬грамме. Август — новый выпуск младших лейтенантов. Подготовка авиатехников по тех¬нической эксплуатации самолетов Ту-2. Создание новых циклов. 1950 г. Первый набор техников по топливу. Первое трехдневное технико-эксплуата¬ционное учение с участием преподавателей и инструкторов эксплуатационного, самолетного и тактического циклов, цикла авиадвигателей и спецоборудования, также большой группы кур¬сантов. Летом 1950 г. УПМ был освоен ре¬монт пусковых моторов для реактивных дви¬гателей РА-10А и РА-20. 1952 г. Краткосрочная подготовка инст¬рукторов практического обучения по самолетам и авиадвигателям.

1953 г.:
Переход на двухгодичный фок обучения. Ос¬новная задача — подготовка авиационных тех¬ников (наборы в среднем были по 1 000 человек). Экстернат. Первый набор на трехгодичное обучение. (С 1956 г. офицерам, окончившим училище, стали вручать диплом общесоюзного образца).
Ноябрь. Формирование цикла атомного оружия, создание его учебно-материальной базы, строительство учебного городка со всеми ти¬пами инженерных сооружений. Пятидесятые годы.
Работы по строительству жилого фонда, складов, гаражей, ТЭЧ, АкЗС. До 1958 г. училище выпускало авиатехников по эксплуата¬ции самолетов, техников по эксплуатации электро- и приборного оборудования, техников по топливу.
Цикл специального оборудования и вооруже¬ния был ликвидирован, а на его базе были соз¬даны циклы электрооборудования и вооружения, авиаприборов и кислородного оборудования. Совершенствуется учебно-материальная база.
Декабрь 1959 г. — начальник учи¬лища Василий Макарович Грищенко.
Усилена учебно-методическая, рационализа¬торская и изобретательская деятельность. «Гибриды». Бурное техническое творчество. Создание новых наглядных пособий, тренажеров, связанное с появлением новых дисциплин, лабо¬раторий в соответствии с профилями подгlтовки специалистов. Рост мастерства препода¬вателей. Сборы, курсы усовершенствования. ВНО.

1961 г.:
Первый выпуск техников по электрообору¬дованию и техников по приборному оборудова¬нию и электронной автоматике.
Созданы и переоборудованы места учебных занятий в соответствии с новыми специализа¬циями. Построено шлакоблочное здание ТЭЧ.
1962 г. Покрыта металлическими плитами стоянка самолетов, оборудованы позиции для поточно-групповой системы обслуживания AT. Самолеты второго поколения. Их сборка и восстановление. Совершенствование УМБ на всех циклах. Строительство автодрома.
1964 г. 20 обучающих машин, два класса программированного обучения, два кинолекто¬рия. Рационализаторская работа. Лагерные сборы. ЭТУ (эксплуатационно-тактические учения). Разработка методик проведения учений.
1965 г. На цикле электрооборудования идет создание УМБ по электрооборудованию реактивных самолетов второго поколения: ла¬боратории по электротехнике, электроснабже¬нию и электроприводу АА различных типов, радиоэлектронному оборудованию с различными стендами, тренажерами, макетами, монта-жами, схемами. На цикле АА переоборудованы старые и созданы новые специализированные классы, разработаны и выполнены настенные стенды с использованием разрезов и растяжек натурных агрегатов.
Расцвет самолетного цикла. УМБ, лабора¬тория аэродинамики и основ конструкции само¬летов, построен энергоузел, изготовлены различ¬ные установки, ТСО, разрезы агрегатов, ма¬кеты и схемы.

Ноябрь 1970 г. — начальник ВАТУ Солтан Гетагазович Калинов.
В центре внимания было совершенствование учебно-лабораторной базы: создавались стенды, действующие макеты и тренажеры, разраба¬тывались наглядные пособия. Большую роль в этом играл авиационно-технический отдел.
Благоустройство городка и учебного корпуса, переоборудование и создание новых учебных клас¬сов. Строительство жилых корпусов для посто¬янного состава. Озеленение территории. К началу 70-х годов ИВАТУ представляло собой ритмично, с высоким качеством рабо¬тающее среднее военное авиационно-техническое учебное заведение, получившее заслуженное при¬знание: учебно-лабораторная база была одной из лучших в ВВС.
Иркутское высшее военное авиационное ин¬женерное училище.
Постановлением Совета Министров СССР № 641-203 1973 г. ИВАТУ было преобразо¬вано в Иркутское ВВАИУ с пятилетним сро¬ком обучения.
Разработка и реализация планов по переходу на новую программу обучения: «Плана меро¬приятий по реорганизации училища из ВАТУ в ВВАИУ», «Генерального плана создания и раз¬вития учебно-материальной базы училища на 1975-80 гг.». Разработка документации по планированию организации учебно-воспитатель¬ного процесса; создание УМБ; качественное ком¬плектование преподавательского состава по программе ВВАИУ; одновременная подготовка специалистов по программам ВАТУ. Слажен¬ная работа по реализации намеченных задач.

1975 г.:
Сентябрь. Первый набор курсантов. Раз¬вертывались кафедры на базе циклов среднего училища, образовывались новые, формировались факультеты. Факультет пилотируемых летатель¬ных аппаратов.
кафедра инженерно-авиационной службы (до 1979 г. начальнику кафедры подчинялся учеб¬ный аэродром училища. Аэродром продолжал проводить занятия «по-среднему»: практика, стажировка, госэкзамены, вплоть до 1981 г., когда был проведен последний выпуск техников-лейтенантов). Строительство кафедры ИАС; кафедра авиационных комплексов и конструк¬ции летательных аппаратов. В течение пяти лет были поставлены в учебный ангар два са¬молета, созданы стенды, схемы, макеты;
кафедра аэродинамики и динамики полета. Лаборатория гидравлики систем летательных аппаратов, затем аэродинамики ЛА, в 1977 г. — динамика полета и боевого маневрирования ПЛА, оснащение аналого-вычислительной техникой первого поколения;
кафедра восстановления авиационной тех¬ники;
кафедра материаловедения и химии.

1976 г.:
кафедра боевых авиационных комплексов и безопасности полетов; занятия с курсантами начались в сентябре 1977 г. Были подготовлены методические материалы по ряд дисциплин. кафедра теории авиационных двигателей;
кафедра конструкции авиационных двига¬телей.
Факультет авиационного оборудования.

1975 г.:
кафедра электроники и вычислительных измерений. Создание УМБ, написание учебников и учебно-методических пособий, стендов, плакатов, дидактических материалов; кафедра вы¬числительной техники и автоматики;
кафедра приборов и средств разведки.
на базе аэродромного цикла организуются но¬вые подразделения, в том числе и кафедра экс¬плуатации авиационного оборудования;
на базе цикла социально-экономических дис¬циплин организуется кафедра марксизма-лени¬низма. Создан методический кабинет кафедры;
на базе цикла тактики создается кафедра тактики;
укомплектована кафедра высшей математики;
кафедра теоретической механики и инженерной графики поставила преподавание шести инженерных дисциплин;
образована кафедра физической подготовки и спорта;
продолжалась автомобильная подготовка курсантов (с 1961 г.);
кафедра иностранных языков в 1975 г. со¬стояла из трех человек.

1976 г.:
образована кафедра электрооборудования;
кафедра автоматизации управления ЛА.
кафедра оружия массового поражения и защиты войск;
шло создание вместительных лекционных аудиторий для потоков, новых специализиро¬ванных аудиторий, оснащенных ТСО, лабора¬торий; активно работал технико-художествен¬ный совет; началась научная и успешно продол¬жалась рационализаторская и изобретательская работа; организована структура инженерно-авиаци¬онной службы: АТО, ОАО; ОКС
Учитывая острый недостаток учебных, жилищных и коммунально-бытовых фондов, разработали генеральный план развития учи¬лища и пятилетний план строительства объ¬ектов. В 1976—1980 гг. подрядным способом были построены три жилых дома, три транс¬форматорных подстанции, караульное помеще¬ние с учебным классом и караульным городком, автомобильная дорога, реконструированы здания под детский сад, общежитие офицерского со¬става, велось строительство поликлиники с лазаретом и водогрязелечебницей. Силами лич¬ного состава построены КПП, учебный корпус кафедры 11, тренажерный корпус, пожарное депо, стоянки самолетов, воздвигнуто здание станции испытания авиационных двигателей.
1980 г. Июль. Первый выпуск авиацион¬ных инженеров и очередной выпуск техников.
Завершено обучение курсантов по программе ВАТУ.

1981 г. Нюнь. Выпуск инженеров двух фа¬культетов.
Июль 1982 г. — начальник училища Борис Иванович Рожков.
Перестройка учебно-воспитательного про¬цесса. Учебный и научный центр на востоке страны. Ученый совет училища. Учебно-мето¬дическая работа. Завершение этапа формирова¬ния ИВВАИУ как высшей школы. Закончено становление новых дисциплин, почти вдвое уве¬личился фонд учебной и научной литературы, получила развитие научно-эксперименталъная база, накоплен опыт руководства учебно-методической работой высшего училища. Ин¬тенсивное строительство благоустроенного жи¬лья для постоянного состава, введение в строй общежития для курсантов старших курсов.
Удовлетворительная спортивная база. Профес¬сиональная и практическая направленность высшей школы. С 1987 г. велась двухмесячная войсковая подготовка первокурсников на полевой базе «Добролет». Развитие УМБ учебного аэро¬дрома. Выходы на аэродром — с первого курса, полуторамесячная аэродромная практика и — тактико-специальное учение. Профессионально-психологический отбор абитуриентов.

1987 г. Первый набор курсантов по специ¬альности авиационное радиоэлектронное оборудование.
В этом и в последующие годы:
Развитие науки. Накопление научного по¬тенциала. Концентрация сил и средств на ос¬новных научных направлениях; повышение эф¬фективности использования научного потен¬циала кафедр и НМЛ; подготовка научно-педа¬гогических кадров для училища, в том числе непосредственно в училище; воспитание научных лидеров; создание и развитие научно-эксперимен¬тальной базы; слияние научного и технического творчества. Создание научно-эксперименталь¬ных лабораторий — оптико-электроники и лазерной техники, источников электрической энергии, динамики и прочности элементов авиа¬ционных двигателей, гидродинамической по исследованию физических процессов во входных устройствах АД. Экспериментальные лабора¬тории новых методов и средств войскового ре¬монта ЛА; аэродинамический корпус, вклю¬чающий дозвуковую и сверхзвуковую исследова¬тельские лаборатории и электронно-вычисли¬тельный комплекс; лаборатория по исследова¬нию проблем обеспечения безопасности полетов ЛА. Реконструкция вычислительного центра. Успехи ученых, рационализаторов и изобрета¬телей. Обеспечение авиационной и вычислитель¬ной техникой. Постановка редакционно-издательской работы.
Совершенствование УМБ, обустройство го¬родка за счет строительства новых объектов, реконструкция жилых фондов и других сооруже¬ний как подрядным, так и хозяйственным спо¬собом. Введены в строй два жилых дома. Обо¬рудована учебно-полевая база «Добролет», первая очередь легкоатлетического тира-манежа, велось строительство аудиторного блока и нового ав¬топарка. ЛТО построены два склада со средст¬вами механизации ПРР. Реконструирован и расширен склад вооружения.
Развитие организаторской и политической работы. Развитие соревнования, молодежной работы в училище, организация и проведение конкурсов. Профсоюзы. Физическая культура и массовый спорт.

1991 г.: На фоне перестройки начиналось новое де¬сятилетие в жизни ИВВАИУ.
Май 1991 г. — начальник училища Александр Григорьевич Барсуков.
Мюль. Делегация американских военных атташе.
Ноябрь 1991 г. — визит Президента СССР М.С. Горбачева.
В этом году и далее:

Распад СССР и создание СНГ. Ликвидация политических, а затем военно-политических органов, роспуск КПСС, ВЛКСМ. Временные общевоинские Уставы ВС. Падение престижа воинской службы, сопровождающееся снижением уровня благосостояния офицеров, отъезд ряда из них в бывшие республики СССР и увольнение в запас отразились на количестве ученых, а так¬же комплектовании училищ курсантами. Реор¬ганизация. Смена поколений преподавателей. Потеря опытных, зрелых педагогов, достигших 45-летнего возраста.
Открытие адъюнктуры. В середине 90-х увеличение количества преподавателей, имею¬щих ученые степени и звания. Первые «собст¬венные» доктора наук.

1991 г. — переход на обучение по новым учебным планам и программам.
1992 г. — открытие факультета вооружения.

1993 и 1994 гг. — по восемь выпускников, окончивших училище с золотыми медалями. Тогда же наибольшее количество выпускников получили дипломы с отличием. 1993 г. — обучение 254 курсантов Рижского ВВАИУ.

1995 г. — разработка квалификационных требований нового поколения.

1996 г. — завершена разработка учебных планов и программ по всем специальностям на основе Государственных образовательных стан¬дартов профессионального образования.

1998 г. — преобразование училища в военный институт.

1998 г. — обучение курсантов Ачинского ВАТУ.

1999 г. — началось обучение курсантов по программе среднего профессионального образова¬ния по четырем специальностям.
Идет активная научно-исследовательская работа, успешно работают кружки ВНО.
Апрель, 2000 г. — начальник инсти¬тута Владимир Вячеславович Федоров.
Разработаны проект Устава института, учебные планы и программы второго поколения. Совершенствовались методика и качество про¬ведения всех видов учебных занятий, шла уси¬ленная работа по повышению профессионального уровня ученых и преподавателей. Учебно-мето¬дические сборы. Повышение среднего балла успеваемости курсантов по всем видам и курсам подготовки.
Положительные сдвиги в научно-методиче¬ской деятельности. Дальнейшее укомплектова¬ние учеными. Большая работа по подготовке научно-педагогических кадров. Создание не¬штатного УНЦ ВВС на востоке страны по разработке, внедрению и использованию в частях новых информационных технологий. Под¬держка рационализаторской и изобретательской работы. Участие во всеармейских смотрах на лучшую организацию изобретательской, рацио¬нализаторской и патентно-лицензионной ра¬боты в ВС РФ. ВНО. ККБ.
Интенсивное развитие учебно-материальной базы. Строительство жилья для офицеров.
Многоаспектная подготовка к комплексной оценке деятельности вуза.
Без единого замечания пройдены аттестация, аккредитация и лицензирование.


"Традициям верны" (С) ИВВАИУ

Подписка на новости Иватушники.РУ



Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=300