И В СИБИРЬ ПРИШЛА ВОЙНА
Дата: 25/06/2010
Тема: ИВАТУШНИКИ


65 лет назад многие из жителей деревни Петропавловки Ирбейского района подумали: "Ну вот, и до нас война добралась". Повод для таких выводов у них был. Представьте: 30 мая 1943 года высоко в небе появляется самолётный клин. Вдруг два самолёта загораются. Один с надрывным воем пытается сесть в поле. Не получилось. Там, как вспоминают свидетели, ещё суток двое что-то взрывалось и стреляло.

Вторая горящая машина рухнула за околицей в болоте. И там тоже долго гремело. Согласитесь, когда сельчане черпали информацию с фронтов лишь из очень скупых сводок Совинформбюро, да и то с большим опозданием, можно было предположить самое страшное: десант - немецкий, а то и японский.

Однако довольно скоро народ успокоился: парашютистов в воздухе не наблюдалось, а когда смелые пацаны добрались до воронки, оставшейся в поле на месте взрыва первого самолёта, а потом рассказали про то, что видели, матерям, потянулись в поле и взрослые.

Увиденное пугало. И... успокаивало - разбились НАШИ летуны, упокой, господь, их души! Вон голова лежит с рыжими волосами в лётном шлеме - точь-в-точь таком же, как на синенькой пятирублёвке. Сапоги с тем, что в них от ног осталось, наши, яловые, с русскими надписями. На сохранившихся мелких обломках тоже кое-где наши, родные буквы. Собрали по полю все обломки, всё, что от людей осталось, снесли в воронку, землёй засыпали...

Со вторым самолётом сложнее было - этот в болото упал, ничего не достать, никого не похоронить. Как выяснилось, военные самолёты начали замечать над Петропавловкой ещё с осени 42-го - именно над этой деревней проходила трасса легендарного Алсиба - маршрута Аляска - Сибирь, по которому американскую авиатехнику перегоняли в Красноярск. Историки обычно раскапывают материалы не только в архивах. Даже слухи порой идут на пользу. Так вот, четыре года назад до руководителя музея Красноярского общеобразовательного лицея N 11 Ольги Подборской дошла информация: где-то в Ирбейском районе упал в болото самолёт. Скорее всего, американский. Всё это послужило обоснованием для заявки на грант в конкурсе "Шагни за горизонт", который позволил бы музею организовать поисковую экспедицию к месту падения. И этот грант удалось выиграть.

Понятно, что одним старшеклассникам подобную экспедицию не "поднять" - понадобятся ещё и грамотные специалисты. К примеру, подполковник запаса, большой спец по авиатехнике, выпускник Иркутского высшего военно-инженерного авиационного училища Вячеслав Филиппов.

Экспедицию в Петропавловке уже ждали - благодаря стараниям директора здешней школы Л. Г. Василенко была и крыша над головой, и питание при школьной столовой, и встречи со старожилами, которые могли показать маршруты, прояснить ситуацию.

Уже в день приезда, только-только устроившись, поисковики отправились с проводником дядей Лёшей на болото. Ещё недавно, говорят, из него торчало самолётное крыло. Сегодня уже не торчит - лежит на тропе рядом с болотом. Алюминиевая обшивка ободрана - цветные металлы любят сдавать везде.

А в поле, где упал первый самолёт, воронка сохранилась до сих пор, даже три, все они окружены берёзовым колком - сбитые деревья успели вырасти с 1943-го. Своеобразный такой островок памяти образовался. В ирбейском музее тоже кое-что сохранилось - например, покорёженная взрывом педаль управления бомбардировщиком Ил-4. Найденная в Петропавловке.

Владимир Филиппов, работавший в 80-х годах в Ирбейском районе старшим уполномоченным ОБХСС, рассказал мне: "Поступила к нам в отдел оперативная информация, что в Петропавловке якобы объявился пистолет, найденный в районе падения самолётов. А вдруг кроме пистолета ещё чего нашли, посерьёзней, вроде пулемёта? Собралось тогда человек тридцать, надёжных, проверенных. Нашли мотопомпу, выделили для нас два мощных КрАЗа с лебёдками. И в Петропавловку. Болото тогда, считай, сухим было. Начали раскопки. Стены ямы крепили брёвнами - вроде как сруб у колодца. Нашли много чего. Сумку с инструментами, инструкцию по эксплуатации пулемётов бомбардировщика Ил-4. Подняли два парашюта и три сапога с мумифицированными человеческими останками. А потом подцепили тросы лебёдок и решили дёрнуть. Только зашумели лебёдки грузовиков, только самолёт слегка подался вверх, как заработали мощные подземные потоки, и в сруб хлынула вода. В общем, было болото сухим, стало совсем мокрым, пребывает в таком виде и поныне. А находки... Они быстро где-то затерялись. В итоге важное дело заглохло на долгие годы".

Вячеслав Филиппов, сопредседатель созданного в Красноярске общественного объединения "Солдатская слава", разыскал в архиве Министерства обороны (г. Подольск Московской области) бесценные документы, проливающие свет на причины двойной авиакатастрофы в районе Петропавловки.



Вот один из них: "Заключение по катастрофе самолётов Ил-4, происшедшей 30.5.43 г.". Оказывается, командующий Сибирским военным округом, узнав об авиакатастрофе, сразу же направил в Петропавловку представительную комиссию во главе с начальником комендатуры майором П. В. Стариковым. В комиссию вошли опытные люди - пилот, техник, помощник оперуполномоченного Ирбейского райотдела НКВД, как же без него, и начальник уборочно-восстановительной команды, фотограф. Всё как положено. Уже к 1 июня картина произошедшего была восстановлена с максимальной степенью достоверности. Вот описание случившегося.

"30 мая 1943 года 1-я эскадрилья 104-го авиационного полка 73-й вспомогательной авиадивизии авиации дальнего действия в количестве шести самолётов Ил-4 под командованием старшего лейтенанта Коновалова в 12-00 по московскому времени вылетела по маршруту Иркутск - Красноярск. (То есть погнали с авиазавода новенькие "бомберы" на фронт. - Прим. авт.). Погода по метеосводке соответствовала минимуму погоды для перелётов без указания о наличии на трассе грозовых явлений. Полёт до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака, и комэск Коновалов изменил курс с целью обхода грозы. Около деревни Петропавловки эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами. Самолёты Коновалова и Соболева вошли в грозу в разных направлениях. Самолёт Соболева резко изменил курс, отлетев от деревни на полтора-два километра, на высоте 800-900 метров мгновенно загорелся и после взрыва бензобака с пикированием 90 градусов упал на землю с работающими моторами.

Самолёт Коновалова над деревней с высоты 800-900 метров под действием турбулентных явлений грозы вошёл в пикирование. На высоте 250-300 метров самолёт несколько выровнялся и, отклонившись от деревни на 400-500 метров, с высоты 250-300 метров вновь резко вошёл в отвесное пикирование, с углом 85-90 градусов врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел.

Самолёт Коновалова с моторами, вооружением, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит. Экипаж - командир эскадрильи Коновалов, штурман Бакулин, бортмеханик Чиграй, бортрадист Рева - погибли. Самолёт Соболева полностью разбит и сгорел. Экипаж - командир корабля Соболев, бортмеханик Ерохин, бортрадист Кизенков - погибли... Остальные самолёты этой эскадрильи благополучно сели в Красноярске в 16-15 московского времени".

Как видно из этого описания, лётчики до последнего пытались увести машины от деревни, и это им удалось. Известно, что экипажи разбившихся самолётов, или, как сказано в акте комиссии, "трупы погибших", "обнаружены отдельными частями тела между обломками самолётов, собраны и сложены в гроб, похоронены на кладбище деревни Петропавловки". Под актом подписи членов комиссии, председателя колхоза "13-й год Октября" Антона Смураги и председателя сельсовета Петропавловки Рыжова.

Можно сделать вывод, что на сельском погосте упокоились все: старший лейтенант 29-летний Павел Коновалов, окончивший в 1938-м Батайскую школу пилотов, за месяц до гибели назначенный командиром авиаэскадрильи и имевший 145 часов налёта на Ил-4; его одногодок лейтенант Константин Соболев, ещё в финскую войну награждённый Красной Звездой (обгоревший орден N 46004 был найден в поле на месте катастрофы), остальные члены экипажей - все, заметим, люди не военные, без званий, как тогда говорили, вольнонаёмные: борттехники Григорий Чиграй, 1908 года рождения, самый старший по возрасту, и Михаил Ерохин, штурман Валентин Бакулин, стрелки-радисты Валентин Кизенков и Григорий Рева.

Однако вопросы остаются. В акте написано: "Экипаж Соболева - найдены только отдельные части тел. Самолёт Коновалова врезался в болото отвесным пикированием и лобовым ударом (так как не повреждены окружающие деревья в месте падения самолёта). При ударе самолёт загорелся... Отдельные части самолёта и моторов ушли в трясину на 3-4 метра. Найдены отдельные части тел".

В архиве удалось посмотреть и на фото, сделанные на местах падения. "К сожалению, только посмотреть, - сетует Вячеслав Филиппов. - Каким-то образом скопировать их не было никакой возможности, для этого надо архивные дела расшивать, а кто это позволит? Так вот, передаю словами. Место падения самолёта Соболева - это длинный ряд мелких обломков. Там что-то можно было найти. А на месте падения бомбардировщика Коновалова в болоте видны лишь хвостовое колесо, остатки хвостового оперения - стабилизатор, смятый кусок киля рядом с воронкой, залитой водой. Найти тогда могли разве что тело стрелка-радиста. Остальные члены экипажа, скорей всего, так в болоте и остались".

Напомню, ещё до конца войны была предпринята попытка вытащить из трясины то, что осталось от самолёта. Успехом она не увенчалась. Однако удалось тогда достать сапог с остатками ноги. Это ли не свидетельство того, что на кладбище похоронены не все члены экипажей?

После работы комиссий, подобной петропавловской, обычно следуют оргвыводы, поиски крайних и их наказание. Причиной происшествия, говорится в заключении, послужили: а) неоправдавшийся прогноз погоды, данный синоптиком завода N 39 Красновой, в котором не указывалось наличие мощных грозовых явлений на трассе; б) неправильно принятое командиром Коноваловым решение продолжать полёт под мощной грозовой облачностью, в результате чего самолёт Соболева (он имел налёт на Ил-4 всего 19 часов) взорвался в воздухе, а самолёт Коновалова в турбулентных потоках вошёл в отвесное пикирование.

Мёртвые сраму не имут, а вот синоптику Красновой, похоже, туго пришлось: командир 104-го авиаполка майор Руднев ходатайствовал об отдаче этой женщины под суд. И хотя прогнозы погоды и поныне оправдываются в соотношении 50 на 50, как же без стрелочника-то?

Наметило командование и ряд мер, которые позволили бы избегать в будущем подобных потерь. Например, при встрече на маршруте облачности с грозовой деятельностью местного характера экипажам предписывалось обходить таковую. А при встрече облачности с грозовой деятельностью фронтального характера - прекратить полёт и произвести посадку на аэродроме вылета или близлежащем. Как будто аэродромов в Сибири - словно грибов в тайге...

Однако бомбардировщики продолжали биться о родную землю не только до конца войны, но даже после 9 мая. За два дня до трагедии в Петропавловке разбился Ил-4 под командованием лейтенанта Александра Никитина. Тогда звено дальних бомбардировщиков вылетело опять же из Иркутска в Красноярск. На участке Зима - Тайшет был дым от лесных пожаров, ухудшивший видимость до 2000-4000 метров. А на подходе к Нижнеудинску машина попала ещё и в облачность. Самолёт стало бросать из стороны в сторону, вверх-вниз. Да так бросать, что сорвало башню стрелка радиста, а его самого выбросило в воздух. И бомбардировщик на большой скорости врезался в землю под прямым углом. Радист Щекин спасся на парашюте. Потом около двух километров шёл по лесу к реке, по пути нашёл парашют, вроде бы командирский. Повстречал рыбаков, которые привезли Щекина на хутор, а оттуда на самолёте доставили в Нижнеудинск, где радист всё и рассказал. Никитина в тайге так и не нашли, пропал без вести. Бортмеханик Сидоров погиб - сгорел вместе с самолётом. Захоронен на месте катастрофы.

Еще раньше, 6 мая, в тайгу в 30 километрах от деревни Белорусской Советского района Красноярска рухнул "Ильюшин", пилотируемый лейтенантом Александром Бондаревым, - вошёл в облачность и сорвался в штопор. Может возникнуть вопрос: а что это за деревня в городском районе? Была такая, пока не начали строить под Красноярском горно-химический комбинат. Поселение оказалось в запретной зоне и приказало долго жить. Но очевидцы-то, может, остались, а? Если кто был свидетелем этой авиакатастрофы, откликнитесь.

3 августа 1943 года при перелёте с аэродрома Омск в Троицк разбился Ил-4 под управлением командира первой эскадрильи Харитона Халаева - врезался в тумане в лес. Вместе с ним погибли штурман эскадрильи Николай Малышев, борттехник Николай Шитик и стрелок-радист Виталий Бритаев.

14 января 1944 года. Аэродром Выдропужск (ну и назовут же!). Невнимательность при посадке и рулении. Лётчик не попал на взлётно-посадочную полосу, промахнувшись метров на триста. Он и бортмеханик остались живы, штурман Валентин Долматов погиб.

12 февраля. 10 мая. 24 мая... Врезался в землю. Разбился. Сгорел. Столкнулся с другим самолётом. Неправильный прогноз погоды. Это тоже всё про Ил-4. Последний из бомбардировщиков разбился уже после Победы - 2 июня 1945-го в районе Невьянска Свердловской области капитан Дмитрий Морозов пошёл на вынужденную. Горючее кончилось. При посадке бомбер перевернулся. Экипаж, слава богу, остался жив.

В годы Великой Отечественной и до неё Ил-4 делали в Москве, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре. С 1937 года по 1945-й их "наклепали" 6785 штук. Эти машины даже Берлин бомбили, пока радиуса действия хватало, пока не потеряли аэродромы на Балтике.

С 1941-го по май 1943-го на фронт их перегоняли гражданские лётчики - 12-я особая авиагруппа ГВФ. Потом группу передали под крыло авиации дальнего действия - сформировали 73-ю вспомогательную авиадивизию. Только с мая 1943-го по май 1944-го лётчики этого формирования перегнали на фронт 2021 самолёт. И не только наши "илы", но и американские "бостоны", "митчеллы", "дугласы", которые выпускали в Ташкенте под псевдонимом Ли-2. Правда, и катастроф хватало - только за этот "отчётный период" их было 11. Восемь - по вине лётного состава. Это не считая поломок авиатехники, когда экипажи оставались живыми (37 случаев). Опыта ребятам не хватало. Налёт маленький у многих был, ведь топливо нужнее на фронте. А в тылу можно и "мысленно" полетать-потренироваться. С деревянными модельками самолётов в руках лётчики "взлетали", "занимали походный строй", "совершали посадку".

Самое удивительное, что в советские годы о перегоне самолётов из Сибири на фронт и особенно из Америки через Сибирь официально не говорилось. Так, рассказы бывших летунов родным за рюмкой супа. Потому как дадена была подписка о неразглашении. Даже какой-нибудь авиамеханик, который и в воздух-то никогда не поднимался, такую бумагу подписывал. А люди, они ведь всё видят. И красноярцы, и жители окрестных деревень частенько становились свидетелями авиакатастроф с военными самолётами.

Почему же они так часто падали именно в районе Красноярска? Да по очень простой причине: здесь базировался 45-й запасной бомбардировочный полк ВВС (с 26.6.43 - 9-й перегоночный авиаполк ВВС). Основная его задача - научить фронтовых лётчиков летать на американских истребителях и бомбардировщиках, а авиамехаников - обслуживать эту технику.

Всё было как у людей. Как у нас, у русских. Фронтовики, ребята лихие, порой и к непривычной заокеанской технике относились по принципу "Эх, где наша не пропадала!". Могли взять в полёт постороннего - прокатиться, на Красноярск сверху посмотреть, когда ещё такой шанс выпадет. В общем, лихости и куража хватало, а вот лётного мастерства...

3 марта 1943 года при выполнении полёта "бостон", пилотируемый сержантом Сметухиным, в районе станции Снежница под Красноярском свалился в штопор да так из него и не вышел.

28 марта у деревни Старцево аналогичная катастрофа: штопор, самолёт сгорел, экипаж погиб. 11 апреля. Заместитель командира эскадрильи, фронтовик, показывал на "аэрокобре", что такое высший пилотаж. По собственной инициативе. Высота была очень низкой...

29 апреля "бостон" рухнул в Енисей в районе железнодорожного моста. 28 ноября там же утонула "аэрокобра". Уж не пример ли Валерия Чкалова сподвигнул? Помните, как он лихо под мостом пролетал?

Гора у деревни Дрокино, которую облюбовали сегодняшние дельтапланеристы, тоже фигурирует в документах военных лет: 12 июня 1943 года лётчик на высоте 1200-1300 метров решил на "аэрокобре" по собственному почину сделать "бочку". Сделал. На свою голову. Врезавшись в упомянутую гору.

Сколько лётчиков тогда побилось? Есть лишь разрозненные данные по годам. Точно не скажет даже самый въедливый архивный крот. Так или иначе, 31 марта 1943-го 22 бомбардировщика "бостон" вылетели из Красноярска на Сталинградский фронт. За 1943 год в Красноярске прошли переучивание на американскую технику более тысячи человек. В среднем на переучивание личного состава одного фронтового полка уходило два-три месяца. А всего за время существования красноярской лётной "учебки" отсюда улетели на фронт 2148 самолётов.

За это награждали. Но скромно: чай, не на фронте. 52 человека получили за доставку самолётов для фронта знаки воинской доблести: пять орденов Красного Знамени, 23 - Красной Звезды, один орден Отечественной войны и два десятка медалей "За боевые заслуги".





Владимир КОВАЛЁВ. http://www.krasrab.com/archive/2008/06/21/08/view_article

Подписка на новости Иватушники.РУ



Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=420