Авиация по президентски
Дата: 14/10/2011
Тема: ИВАТУШНИКИ


В 2008 году в Ульяновске появился первый малогабаритный легкий самолет М-12, в народе ласково именуемый «Касатиком». Его привезли из Самары организаторы и на тот момент единственные сотрудники только что открывшейся компании «Президент-авиа» Максим Земляков и Сергей Волошин. Сейчас «Президент-авиа» - это сильная команда авиаторов-профессионалов, позиционирующая себя как бренд для сбора всех любителей малой авиации региона.

«Потешный полк» малой авиации

Первый из «президентов» - генеральный директор Максим Земляков по образованию не пилот, а вовсе даже военный инженер. Правда, авиационный - окончил Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище. Работал у нас на «Авиастаре», потом заключил контракт с компанией «Волга-Днепр». И восемь лет мотался по всему земному шару в качестве представителя компании. На языке авиаторов эта должность называлась весьма забавно - летающий управляющий.

- За это время я вдоволь насмотрелся, как все эти вопросы авиации устроены «там», - говорит Максим. - Срок контракта истекал, к тому времени я познакомился с Сергеем, и мы с ним решили рискнуть - попробовать создать собственную авиакомпанию.

Партнеры выкупили неработающую фирму в Самаре и там же приобрели легкий самолет М-12. Так в Ульяновске появился «потешный полк Петра Первого», только в авиационном варианте, - такое название своему начинанию присвоили Максим с Сергеем. В то время авиация - как малая, так и большая, в регионе пребывала в весьма плачевном состоянии.

- Тогда даже не было понятия «малая авиация», - говорит Максим. - Существовал термин «авиация общего назначения». Законодательная система была крайне запутана. Чтобы получить разрешение только на один вылет, нужно было подавать запрос минимум за сутки, а потом двадцать четыре часа сидеть и ждать - разрешат тебе взлететь или нет. Только в прошлом году были приняты новые федеральные авиационные правила об использовании воздушного пространства. И законодательная база по малой авиации стала более адекватной. Теперь достаточно за полчаса сообщить по любому виду связи - телефону, Интернету, для этого есть общий интернет-портал. Полеты выполняются по упрощенной схеме. Кроме того, в России ввели так называемую зону G, где другой авиатранспорт просто не летает. У нас это высота до 1800 метров. Для полетов в этой зоне вообще не обязательно уведомлять авиационное начальство. Как говорится, взлетел со своего поля - и вперед.

«Касатик» - убийца «сэссны»

Одной из основных функций «Президент-авиа» является подготовка пилотов. Любой житель региона, если у него есть здоровье, желание и деньги, может окончить курсы и приобрести таким образом «корочки» пилота-любителя. Весь курс занимает 42 часа в небе - под руководством инструктора. Удовольствие это не из дешевых - звание авиатора обойдется в 300 тысяч рублей. Следующий этап - «налетать» положенные двести часов на своем самолете, если таковой имеется, или же на арендованном, который может предоставить компания. Время полетов фиксируется в специальной летной книжке. Аренда обходится тоже недешево - 150 рублей минута, то есть за весь курс придется выложить почти два миллиона. После того как пилот «налетал» положенное количество времени, он может пройти трехмесячные курсы при УВАУГА и получить статус уже коммерческого летчика.

- Требования к авиации изменились, а вот подготовка осталась на прежнем уровне, - говорит Максим. - Хочешь летать - иди в авиационное училище или институт, зубри пять лет философию с обществоведением. Мы даем другую возможность. Я, кстати, и сам летать начал, что называется, от обратного - сначала у нас появился самолет, а уже потом я окончил в Казани специальные курсы и стал пилотом.



За три года работы «Президент-авиа» подготовил шестнадцать авиаторов, восемь из них уже имеют статус коммерческого пилота. Спрос есть - весь ресурс двигателя самолета расписан на тысячу двести часов вперед. Недавно «президенты» приобрели еще один самолет М-12, а к осени собираются прикупить третий. Как говорит Сергей Волошин, «Касатик» - безусловный лидер малой авиации.

- Касатик - это детеныш касатки, кита, которого называют убийцей акул. А мы свой самолетик называем убийцей «сэссны» (американский легкий самолет. - Авт.) «Сэссна», несмотря на свою необычайную популярность на Западе, нашему М-12 и в подметки не годится. В небе «Касатик» сделает ее по всем показателям на счет «раз». Но и у нас в России начинают покупать именно «сэссну» - потому что наш производитель ходит и просит - дайте денег, мы вам такой классный самолет сделаем. А их производитель приходит с чемоданчиком зелени и говорит: возьмите деньги и дайте мне возможность продавать в вашей стране мои самолеты. Грустно.

Сколько стоит самолёт?

Кому-то цены на то, чтобы стать пилотом, покажутся высокими. Но самолет вообще удовольствие очень и очень недешевое. Последний «Касатик» обошелся фирме в пять миллионов. А его обслуживание и эксплуатация - это вообще отдельная песня.

- Когда мы забирали наш последний самолет, только за взлет-посадку на аэродроме «Восточный» с нас содрали пять тысяч, - рассказывает Сергей. - Вообще же тарифы на все эти дела не менялись с советских времен. Например, мы до сих пор платим транспортный налог - а спрашивается, за что? Автомобиль по дорогам ездит, и теоретически на эти сборы магистрали ремонтируют. А с нас как? Хоть бы аэродром за этот налог косили, а то ведь все равно приходится своими силами это делать. А дальше считайте: аэронавигационные сборы - за то, что диспетчер нас с земли ведет. Продление свидетельства летной годности - как техосмотр у автомобилей - 50 тысяч в год. Страховка - минимум двойная, а лучше тройная - на экипаж, пассажиров и третьих лиц. Плюс КАСКО - тридцать тысяч. Эксплуатационные расходы - топливо, масло и прочее - еще восемьдесят тысяч. Стоянка, парковка, взлет-посадка - сто тысяч. Так около трехсот тысяч в год и набегает.

Тем не менее Максим с Сергеем своим «Касатикам» изменять не собираются. Их второй самолет, который им передали совсем недавно, сделан уже с учетом всех пожеланий авиаторов. Вообще «Касатик», по словам Сергея, открывает широкую перспективу для различного рода инноваций.

- Посмотрите и представьте, что хвостовую балку и крылья мы убираем, а они, кстати, отстегиваются. Что получается? Правильно, аэросани. Поставьте его на поплавки - получается аэроглиссер. В нашем новом самолете стоят особые инжекторные двигатели с электронным управлением, дублирующие систему зажигания, - перечисляет Сергей плюсы нового самолета. - Есть электронное управление закрылками. Кабина более широкая, с надежной системой шумоизоляции. Количество топлива увеличено до 240 литров - на старом самолете было 170. Соответственно, и дальность полета за счет этого увеличивается. Вообще на нем оборудование такого уровня, которое позволяет летать абсолютно в любых условиях - днем, ночью - неважно, потому что взлетать и садиться можно практически вслепую, только по показаниям приборов. Прошлым летом наш самолет опробовал Леонид Якубович, который, по-моему, пилотировал вообще все, что летает, - вступает Максим. - А вот на М-12 он поднялся в небо в первый раз. Полетал над Волгой полчаса, приземлился и сказал: «Ребята, на чем только не летал, но ваш «Касатик» - это класс!»

Текст: Оксана Моисеева "Ульяновская правда"



Юбилейная символика




Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=564