Воспоминания о 33 к.о. (1958 - 1961)
Дата: 27/08/2012
Тема: Статьи ИВАТУшников


Мы пришли в военкомат (ЦВК г. Хабаровска) . Нас было семеро. Все с одного 10 класса, все хотели в - ИВАТУ.
- Напишите свои биографии, – сказал полковник, раздавая листы писчей бумаги.
Мы написали и сдали.
- В ИВАТУ требуется 2 человека, разнарядка – на 4. Двух уже взяли. Отбираю по по почерку. Волевой почерк – сильный характер - то, что надо для авиации, – и ушёл.
Через 15 минут появился:
- В ИВАТУ берём Скворцова и Меркушева. Остальным предлагаем – Хабаровское артиллерийское и Уссурийское автомобильное училища.
- Вот как складываются судьбы, – пронеслось в голове.
- Пожалуйста, возьмите ещё Сашку, Синельникова, мы с ним с одного авиамодельного кружка, – выкрикнул Сашка Меркушев.
Полковник, посмотрев на нас, спросил:
- Кто здесь Синельников?
У видев меня, поднявшего по школьному руку, и уже скуксившегося, сказал:
- Подтвердите своё желание.
- Я без авиации – никто.
- Вот как?!
Так я попал в желанный список.

Остальные ребята выбрали: трое - УВАУ, один ХАУ. В Иркутск мы ехали в плацкартном вагоне. Это был мой первый «отрыв» от дома. Ехали впятером. К нам троим подсели ещё двое, отобранные чуть раньше нас: Синицин и Тихонов – симпатичные пацаны и очень похожие друг на друга. Всю дорогу они то игрались, то препирались друг с другом – прямо Чук и Гек. На мандатной комиссии (после вступительных экзаменов) меня спросили: так почему Вы выбираете профиль техника самолёта, а не специалиста по авиаприборам или электронике - ведь Вы занимались и в радиокружке?
- В небе видят самолёты, а не приборы – ответил я, полагая, что с Сашкой мы будем учиться вместе.
Но так не случилось. Выбор мой утвердили, внеся в какой-то список, но с Сашкой разлучили. Он с Синицыным оказался в другой роте механиков, которая размещалась на последнем этаже нашей казармы. Так я вместе с Тихоновым и Скворцовым попал 133 учебное отделение (1-й курс, 3-й взвод 3-й роты 4-го батальона). Не сразу, постепенно, разрозненная масса, казалось, случайных людей, помещённая в одинаковые условия, становилось воинским подразделением, объединёнными целью добиться чего-то в жизни и стать полезными своей Родине (без пафоса). Это сегодня понятие Родина девальвировалось под влиянием общечеловеческих ценностей Глобального мира, а тогда был Союз со своим притягивающим «центром масс» – Россия. Так я узнал о существовании связи между почерком человека и его судьбой. Представленная мною презентация фотографий, как бы продолжает мой рассказ о взводе:



Фото 1. Взвод «на выпуске». Хотя эта фотография является финишной, она даёт представление о людях: примерно треть взвода была с Дальнего Востока, остальные – с Сибири и Приуралья. Взвод, как взвод, разве, может чуть больше у нас было отличников БиПП, чем в других взводах роты. Верхний ряд – уважаемые преподаватели и командиры: слева направо ст. лейтенант Мишутин А.Ф. – преподаватель-двигателист (очень авторитетный для нас, толковый и терпеливый человек, знал гидравлику всех авиадвигателей и работу её в автоматических режимах, а главное доходчиво рассказывал), Болтачёва Е.А. – преподаватель английского языка (уважали за терпение и доброе отношение к курсантам), майор Сумилович Арон Львович – командир роты (волевой, авторитетный и мудрый командир, умел словом выправлять мозги и ставить на место «трудных» курсантов), полковник Грищенко В.М. – 1-й зам. начальника училища, незадолго до выпуска сменил начальника училища уважаемого генерал-майора Щелочилина, капитан Цевелёв В.Д. – командир нашего 3-го взвода, п/полковник Неволин – ст. преподаватель конструкции самолётов Ту-16, (ТУ-22), майор Шелудько В.В. – ст. преподаватель по эксплуатации ТУ-16.



Фото 2. Полугодовой итог учёбы. Отличники Б и ПП 3-й роты (майор Сумилович А.Л.) - за полугодие 1959 г.: Представляют 3-й взвод: Самарин Ю.В., Белявский Б.Ф., Шевчук Л.И., Синельников А.Н., Сорокин А.С., Яценко В.Ф., Шрамков Л.С., Базовский Г.К., Брилянков Г.А., Петров В.М., Тихонов В.Г., Ольховский Ю.Г.



Фото 3. Учебный аэродром. Ознакомление и практическая отработка общих приёмов технического обслуживания самолётов (технические осмотры, контроль износа тормозных колодок, наличие и уровень технических жидкостей и пр.). Это 2-й год учёбы (взвод шёл по программе ЯК-28). Ввиду отставания учебно-материальной базы от программ, практика частично проводилась на старой технике. Тогда за учебным корпусом, где были учебные мастерские и класс по материаловедению (у забора вдоль дороги в город) стояли ещё первые реактивные ЯК-9 (по виду поршневой ЯК-7, но на самом деле реактивный). На них мы отрабатывали приёмы клёпки (латали «дыры»).





Фото 4 и 5. Класс изучения конструкции самолёта. Это 3-й год учёбы. Программу срочно поменяли и мы перешли к изучению ТУ-16 (ТУ-22) по отдельным фрагментам. В перерывах мы с большим удовольствием лазали по, стоявшему в классе, ИЛ-28 и сделали несколько снимков на память. Надо отметить, что я (дитя аэродрома) с особым чувством относился к чудо-технике современной (по тому времени) авиации. Самолёты я одушевлял (каждый тип по-своему). Помню (ещё школьниками) запуски таймерных моделей на Большом аэродроме в Хабаровске. К нам подъехал дежурный с красной повязкой (майор) – отругал и сказал, чтобы мы срочно удалились с лётного поля (дело было на рулёжной дорожке, которая всегда пустовала).Не успели мы «слинять», как на ВВП приземлились три «пешки» (ПЕ-2) и прошли по рулёжке мимо нас. Мы залюбовались. Машины поразили нас изяществом (зелёный глянец и сверкающие огни красного цвета на крыльях и хвосте плюс оружейная мощь турелей). В ближайший выходной мы с отцом копались на огороде (где то в ста метрах) от старых капониров. Из любопытства сбегал к ним и был поражён открывшимся видом: все «пешки» были порезаны на части и их готовили к отправке на утилизацию. Вчера ещё были «живые», летали, а теперь их нет. Для меня это было подобно убийству. Долго переживал увиденное. Но вот в небо взмыли реактивные ястребки (тогда это были МИГ-15 и МИГ-17) и в сердце вселилась новая любовь и стал понятен смысл перемен.



Фото 6. Казарма того времени воспринималась мною, как место для сна и только. Это потом пустые стены начали отделывать под благородные виды древесины и облепили картинами и пропагандистким материалом. У нас во взводе был художник-любитель Володя Смолоногин: первое его полотно маслом было копией с известной картины Репина Е.Ф. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Большое полотно в багете (кажется 3 на 2 м.) поместили в торце спального помещения, где размещался наш взвод. По мере привыкания к картине мы всё чаще стали обнаруживать схожесть некоторых на полотне лиц с курсантами взвода. Это был «код Смолоногина».



Фото 7. Это для меня стал памятным снимком. Я был сержантом — командиром отделения и у меня не всегда складывались отношения с некоторыми курсантами (в частности с Борисом Белявским). Белявский был авторитетным парнем и уже этим оказывал давление на меня. И тут в карауле (или КПП №1) он с такой лёгкостью схватил нас с Ноздриным и оставил приятную память всем нам. С тех пор мы были в хороших отношениях.



Фото 8. Вспоминается, что это случилось на переходе с учебного аэродрома на обед в столовую. В Иркутск пришла Весна. Кто-то предложил сфотографироваться всем взводом. Все с удовольствием собрались для снимка. Это был 3-й курс - счастливое время (в политическом плане - в стране была оттепель)



Фото 9. Этот снимок вызывает во мне одновременно торжественное и скорбное чувства. С одной стороны - он напоминает мне фрагмент какой-то картины художника-баталиста, с другой стороны — о том, что ушёл из жизни мой товарищ по средней школе и училищу Володя Скворцов. На снимке он стоит на бугре (самая высокая точка) в плащ-накидке. Тогда он был зам.командира взвода (ст. сержант). В 60-х годах служил в РВСН (дивизия в г. Ордженикидзе) получил сильное облучение (лечился в военном госпитале в Одинцове, где и умер). Похоронен в г. Хабаровске.



Фото 10. Эпизод городского увольнения. 2-й курс, когда ходили ещё стайкой.



Фото 11. Светлый и радостный момент в Иркутском аэропорту. Скоро разлетимся в отпуск и навсегда (по городам и весям).



Фото 12. Этот снимок напомнил мне о временном пребывании нас в г. Винница, куда мы (кажется 12 человек со взвода) прибыли служить в дивизию дальней авиации (так мы думали, когда выбирали место службы). Право выбора давалось курсантам с красным дипломом. Пэтому у нас было некоторое недоумение когда мы собрались все вместе (отличников среди прибывших было 3-4 человека). Оказывается мы прибыли по назначению МО в штаб Южной армии РСД (ракет средней дальности) - был такой род в РВСН (противостоял силам НАТО). А дальнейшее распределение проходило по признакам: кто холост — в дивизию, где ещё строились позиционные районы и было плохо с бытом (ст. Белокоровичи), кто женат — в другие дивизии (например: Первомайск, Хмельницк, Ивано-Франковск пр.). Вот так мы (Белявский, Колосовский, Ноздрин, Брилянков , Сорокин и я — все холостяки) были направлены в в/ч 32157 (командир п-к Бандиловский Н.Ф.). Позже мы узнали, что годом раньше полк участвовал в учениях под названием «РОЗА» и получил высокую оценку Советского Правительства. Через год после нашего прибытия и после переподготовки полк участвовал в операции под кодовым названием «АНАДЫРЬ». Эти события описаны мною в рассказе «Запустить в штаны ежа». Он опубликован при помощи модераторов сайта cubanos.ru на сервере "Заграница". Даю сноску по которой можно его открыть http://world.lib.ru/w/weterany_k_b/sin01.shtml

Переход от авиации к ракетам проходил болезненно и вот почему:
- это был переход "от алюминия к железу" - откат назад - так мне казалось (всё тяжёлое: ракеты, подъёмно-транспортное оборудование, средства обслуживания-стремянки и пр. - всё из железа (стали). Причину этого искал в неверных организационных решениях: созданный вид ВС (РВСН) после споров в ЦК КПСС возглавили люди от артиллерии, а не от авиации;
- полёт ракеты - происходит исключительно за счёт силы тяги реактивного двигателя. Подъёмная сила корпуса - незначительная и на дальность полёта не влияла. Основная траектория - балистическая - в пределах стратосферы или выше. Всё это отдаляло нас от причастности (в моём представлении) от красоты и романтики полёта самолёта, управляемого человеком;
- это была другая среда людского обитания (люди пришли из разных Видов и Родов войск) со сменой воинской формы одежды.

Но всё это носило временный характер. Время лечит - человек мудреет. Некоторые заметки из записной книжки того периода.
18 АВГУСТА 1958 г. Взвод брошен на помощь городу - укладывать асфальт на проезжую часть к аэропорту (возле училища). Тогда дорога в аэропорт была щебёнточной. Завтра будет президент США Д. Эйзенхауэр. Он намерен посетить военный госпиталь, где лечился его отец в годы гражданской войны. Работали до глубокой ночи. (Позже стало известно — визит отменили). СЕНТЯБРЬ 1958 г. Весь месяц в Домне (под Читой) — в военном совхозе - на уборке урожая (брюквы, турнепса).
ИЮЛЬ 1959 г. Приезд в СССР (с проездом в Москву через Иркутск) ЛЮ ШАОЦИ - председателя КНР в 1959-1969 г.г. Стояли в оцеплении вдоль дороги недалеко от аэропорта. При проезде кортежа махали флажками, предварительно выданными нам комендантом.
1 МАЯ 1960 г.
• 10.00 - Батальон в городе на праздничной демонстрации. Прошли чётко. Дальше - с песнями. Народ — в восторге. Мы млеем и по спине-мурашки.
• 12.00 — Спектакль «Иркутская история». Вещь хорошая.
• 17.00 — Обед. Затем торжественная часть. Кино.
На соседней странице рисунок чернильной ручкой - наш ЗУРС (с гордой пометкой «СССР» - на борту) сбивает самолёт-разведчик США. Внизу - спасшийся лётчик спускается на 2-х парашютах. Этот рисунок посвящён громкому тогда событию (сбит американский самолёт "Локхид" U-2 с Пауэрсом на борту), которое стало поворотным в отношениях СССР к США.
2 МАЯ 1960 г. 29-я годовщина ИВАТУ. Парад личного состава. Спортивные соревнования. Выпал снег — всё, как зимой. Холодно.
21 ИЮНЯ 1960 г. Аудиторию с нашим учебным отделением , где шло занятия по теме тактика лётного боя посетил Командующий ЗабВО генерал-полковник Крейзер Я.Г. В конце занятия был разбор в нашем присутствии - нелицеприятный для преподавателя (майора).
Вечером заступили в караул №2. Был организован временный пост по охране самолёта Командующего (ИЛ-14). Пока стоял на посту любовался поршневой машиной Ильюшина и его отделкой (всякими закруглениями и плавными переходами фюзеляж-крыло и у моторных гондол - это для уменьшения турбулентности в полёте). Упивался чувством гордости. Утром пост упразднили.
12 АПРЕЛЯ 1961 г. Учебный аэродром. Практическая отработка запуска двигательной установки ТУ-16. Сборочно-монтажные работы на ТУ-22 (после дезактивации с Семипалатинске). Пришло сообщение о запуске 1-го в мире космонавта Ю.А. Гагарина. Чудесная новость. Чудесная погода. Чуден и прикрасен этот мир. Всеобщее ликование. Из воспоминаний Синельникова А.Н. 28.03.2012 г.



Подписка на новости Иватушники.РУ

Все новости на Иватушники.РУ



Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=644