Делегация ВУНЦ ВВС ВВА в академии ВВС США
Дата: 16/11/2012
Тема: ИВАТУШНИКИ


Об участии делегации ВУНЦ ВВС «ВВА» в международной неделе
в академии ВВС США (г. Колорадо Спрингс)
14-21 октября 2012 г.


Академия ВВС США является одним из трех элитных учебных заведений, обеспечивающих подготовку офицеров с высшим образованием по широкому кругу специальностей. Выпускники академии получают академическую степень или квалификацию бакалавра и воинское звание «второй лейтенант ВВС США». Академия официально аккредитована правительством США в качестве колледжa с 4-х летним сроком обучения.

Академия находится в г. Колорадо Спрингс, штат Колорадо и была основана в соответствии с актом Конгресса, подписанным президентом Эйзенхауэром 1 апреля 1954 года. В 1954 году было принято решение об сновании академии. Первая группа курсантов (306 человек) приступила к обучению на авиабазе Лоури в 1955 году. В это же время началось строительство корпусов и сооружений, и только в 1958 году академия разместилась в месте настоящей дислокации. Все здания и сооружения проектировались и строились по современным технологиям, под конкретные задачи и по сей день отвечают функциональным и эргономическим требованиям. Проектирование и строительство велось с привлечением ведущих специалистов, впоследствии построивших башни всемирного торгового центра в Нью-Йорке, самое высокое здание в Дубае, знаменитую башню в Чикаго.


Первого начальника академии генерал-полковника Хармона президент США призвал из отставки. С самого начала существования академии в ней культивируются традиции и государственные ценности. Так, первая группа курсантов провозгласила в 1956 году кодекс чести «Мы не будем лгать, воровать, или обманывать, и не потерпим тех, кто это делает», который актуален, по мнению американцев и в настоящее время.

На входе в служебную зону обозначен лозунг ВВС США «Честность сперва. Служба выше себя. Превосходство во всем». На одной из триумфальных стен размещены памятные щиты с перечислением всех выпускников академии, ушедших из жизни по разным причинам. По каждому такому случаю в академии приспускается государственный флаг и по локальной сети академии сообщается о каждом таком событии. Сами американцы считают, что последние годы флаг чаще приспущен, чем поднят. По постоянно ведущейся статистике из числа выпускников академии:
- 177 человек погибло в боевых действиях;
- 36 человек погибло в плену;
- 16 человек погибло в результате проведения антитеррористических операций после событий 11 сентября.

В служебной зоне размещены статуи выпускников академии, проявивших особые заслуги перед государством. Большинство зданий и сооружений, а также плац (парадное поле) носят имена военных и государственных деятелей, а также граждан, внесших значительный вклад в развитие академии. К слову, плац в академии травяной и все построения производятся именно на нем. Особым образом отмечены события 11 сентября 2001 года. На парадном поле размещен постамент с фрагментом искореженного стального элемента конструкции разрушенного в результате теракта здания. По официальному признанию руководителя академии после этого печального события американский народ сплотился, престиж военной профессии значительно возрос, и, при этом, никаких изменений в процесс подготовки офицеров в академии внесено не было. Считается, что и так все находится на достаточном уровне.

В 1986 году открыт центр посетителей в котором имеются конференцзал, кинотеатр, музей и магазин с широким ассортиментом товаров с символикой академии. В 2004 году служебная территория академии признана национальным достоянием и стала туристической достопримечательностью. Попасть на открытую территорию академии может любой желающий. Служебная территория (плац, учебные и жилые корпуса) огорожена забором и, в принципе, открыта для обозрения туристами. Сами американцы называют закрытую территорию «зоопарк».

Каждый выпускной курс академии (около тысячи человек) размещает на парадной стене символический знак с указанием года выпуска. Кроме того, на аллее за пределами служебной территории выпускники оставляют монументальные сооружения в виде камней, лавок и иных сооружений с памятными досками. Особое место в символике академии занимает иконическая капелла, представляющая собой здание, выполненное в виде 17 остроконечных ферм. Внутри этого здания размещены органный зал и молельные помещения для прихожан различных конфессий. Американцы считают наличие капеллы весьма успешным экспериментом по обеспечению комфортного сосуществования курсантов различного вероисповедания. Именно капелла является визитной карточкой академии, при этом символы авиационной направленности (четыре самолета, стоящих по углам парадного поля) выглядят несколько потерянными.

В 1967 году в академию впервые поступили 157 курсантов женского пола. В настоящее время практически каждый четвертый курсант – женщина. В министерстве обороны США официально признаны проблемы с сексуальными домогательствами академии ВВС. Так, около 150 женщин подали заявления о том, что подверглись насилию в период между 1993 и 2003 годами. При этом многие заявили, что за свои жалобы подвергались санкциям со стороны начальства и даже изгонялись. Во многих местах размещены стенды с информацией о том, как следует поступать в том случае, если имеет место домогательство сексуального или религиозного характера. Многие женщины – выпускники академии занимают высокие посты в ВВС США и в академии. Среди них – астронавты, 4-х звездные генералы, заместитель начальник академии, декан академии – руководитель всех образовательных программ.

В целом, все руководящие должности в ВВС и многие государственные посты занимают выпускники академии. Нынешний (18 по счету) начальник академии генерал-полковник Майк Гулд, является выпускником 1976 года. Летчик, имеющий свыше 3000 часов налета, служил адъютантом президента США. Территориально академия занимает 17000 акров (около 70 кв.км) в лесопарковой зоне. Природоохранные вопросы решаются на высоком уровне. Вся территория усеяна пожарными гидрантами. Даже при проведении учебных занятий на полевой базе академии можно наблюдать зайцев, белок и даже оленей.

На территории академии развернуто поле из солнечных батарей, обеспечивающее электроэнергией не только академию, но и город Колорадо Спрингс. Поступить в академию могут граждане США в возрасте от 17 до 22 лет. Кроме того, в академии обучаются иностранные военнослужащие из 35 стран. Для поступления в академию лица из числа гражданской молодежи или военнослужащие должны пройти собеседование и получить рекомендацию конгрессмена. Только после этого приступают к вступительным испытаниям по общеобразовательным предметам, физической культуре и медицинскому освидетельствованию. Лица, имеющие рекомендации конгрессмена, но не способные преодолеть вступительные испытания в течение года бесплатно обучаются на подготовительном отделении академии. Всего в академии обучается около 4000 курсантов. На каждом из четырех курсов по 1000 человек. Каждый курс разделен на эскадрильи по 100 человек в каждой. Каждая эскадрилья имеет свой шеврон. На левом рукаве одежды курсанта размещена цифра, символизирующая год выпуска. Основной учебной единицей является учебная группа численностью 20…24 человека. Учебно-материальная база академии включает одно большое здание факультета, полевую учебную базу, лабораторию аэронавтики, комплекс спортивных сооружений, аэродром. Здание факультета выполнено в типовом для академии стиле, имеет помещения для аудиторий, кафедр, мастерских, лабораторий, служебных помещений (раздевалки, туалеты и т.п.). Типовые аудитории рассчитаны на 24 человека. Все аудитории оснащены проекционным оборудованием. Практически во всех аудиториях маркерные и меловые доски размещены по всему периметру. Столы и стулья расставляются по-разному, в зависимости от назначения аудитории и вида занятия. Аудитории в учебном корпусе сгруппированы, в холлах имеются раздевалки, туалеты, места для питьевой воды.

Лекционных аудиторий единицы и представляют они по сути дела конференцзалы. Лаборатория аэронавтики представляет собой отдельно стоящее специализированное помещение. В лаборатории имеется комплекс до- и сверхзвуковых труб, установки для исследования газовой динамики и пилотажный стенд для исследования динамики полета самолета. Программное обеспечение пилотажного стенда поставлено сторонней организацией и сотрудники кафедры имеют весьма ограниченные возможности по его редактированию (только выбор типа самолета). Все экспериментальное оборудование оснащено современными средствами измерения и регистрации параметров с использованием ЭВМ. Оборудование в большинстве случаев закупается, однако производственные мастерские оснащены современным станочным оборудованием и обеспечивают свое производство. Лаборатория обеспечивает экспериментальные исследования, как в интересах учебного процесса, так и в рамках решения научно-исследовательских задач. Лаборатория аэронавтики имеет вполне доступную богатую библиотеку периодических изданий по вопросам аэродинамики, динамики полета, газовой динамики.

Вызывает удивление факт полного отсутствия учебно-материальной базы по вертолетной тематике. Изучение функциональных систем летательных аппаратов (гидравлической, газовой, топливной, электропитания и т.п.) осуществляется на отдельных кафедрах и, таким образом, подготовка бакалавров является несколько однобокой. Полевая база обеспечивает проведение «курса выживания» и практических занятий в рамках «курса лидерства». «Курс выживания» проводится в течение месяца на 1-м курсе обучения и представляет собой по сути дела курс общевойсковой подготовки. Практические занятия в рамках «курса лидерства» имеют целью дать курсантам практический опыт в решении задач по преодолению различных препятствий единой группой. Предполагается, что каждый участник группы вносит свой посильный вклад в решение общей задачи подразделением. При этом проявляются лидеры и подчиненные, инструкторы активно участвуют в процессе обучения и корректируют действия курсантов с целью достижения наилучшего результата в отношении каждого из них. Курсанты - участники международной недели приняли непосредственное участие в практических занятиях в рамках «курса лидерства», где на практике сумели проявить способности к решению задач в условиях наличия языкового барьера, разного уровня физической подготовленности и отсутствия опыта совместных действий.

«Курс лидерства» не исчерпывается только практическими занятиями с использованием полевой базы. В рамках этой программы предусмотрены также и теоретические занятия с целью изучения психологии работы в коллективе в различных условиях. Основной целью «курса лидерства» считается получение знаний и привитие умений для работы в команде, как в качестве руководителя, так и в качестве подчиненного. При этом каждый член группы должен быть готов заменить руководителя и обеспечить решение поставленной задачи.

Спортивную базу академии следует признать выдающейся. Стадионы с естественным и искусственным покрытием, корты, бассейны, игровые, гимнастические и тренажерные залы обеспечивают не только общефизическую, но и специальную подготовку. Так, например, в глубоководной части бассейна в момент прохода участников Международной недели проводилось занятие по выживанию после приводнения в районе горящего на воде топлива. Особое внимание привлек диспансерный комплекс, оснащенный широким спектром оборудования, обеспечивающего диагностику спортсменов и учащихся по специальным программам, требующим особого контроля физического состояния.

Кафедральные помещения коридорного типа. Имеются аудитории для совещаний, холлы, индивидуальные кабинеты для преподавателей, помещения для приема пищи, оснащенные столовым инвентарем, холодильником, микроволновой печью, кофеваркой и т.п.. Аэродром академии предназначен для обеспечения учебных занятий с курсантами, поддержания навыков летного состава академии, а также для подготовки команд академии по пилотажному, планерному и парашютному спорту. Аэродром имеет бетонированную ВПП длиной 2300 метров, грунтовую ВПП, парашютную площадку, учебные и служебные помещения, ангары для хранения авиационной техники.

Авиационная техника представлена одноместными и двухместными планёрами, самолётами-буксировщиками, самолетами для выполнения парашютных прыжков, самолетами для летной подготовки. Все самолеты с поршневыми двигателями. Летная подготовка курсантов академии обязательной не является, однако на практике подавляющее большинство курсантов 1-го курса выполняют до пяти полетов на самолетах или двухместных планерах с инструкторами. Цель таких полетов заключается в том, чтобы дать курсантам представление об особенностях летной работы. Полеты на планерах считаются более предпочтительными в связи с дешевизной их эксплуатации, а также возможностью выполнения многочасовых полетов. Самолеты используются в процессе углубленной подготовки для решения задач самолетовождения, навигации, выполнения фигур пилотажа.

Полеты выполняются только днем в простых метеоусловиях. Так как погода в Колорадо Спрингс чаще всего ясная, то летная смена начинается с рассветом и завершается по завершению светового дня. Весьма серьезным достижением в области повышения мотивации к обучению признается в академии курсантское наставничество в летной подготовке. Успевающие по дисциплинам учебной программы курсанты, проявляющие при этом способность к инструкторской деятельности, активно привлекаются к выполнению ознакомительных полетов на самолетах и планерах с другими курсантами. Как правило, на уровень летчика-инструктора курсанты выходят на 3-м курсе обучения.

Недавним приобретением академии являются самолеты с двойным управлением, современной индикацией на многофункциональных дисплеях и реализацией управления левой и правой руками. Так как в ВВС США нет самолетов, управляемых левой рукой, то появление в академии таких самолетов может свидетельствовать об активной работе по изучению систем управления по типу Airbus. Самолетный, планерный и парашютный виды спорта популярны, считаются удачным рекламным средством по привлечению молодежи к обучению в академии и активно поддерживаются руководством. Парашютная подготовка является весьма распространенной в курсантской среде. Этим, а также активными спортивными занятиями объясняется большой уровень травматизма среди курсантов. Много встречается как юношей, так и девушек со сломанными и вывихнутыми ногами и руками. Медицинское обеспечение военнослужащих, членов их семей и ветеранов в академии следует признать очень хорошим. В отделениях госпиталя царит атмосфера доброжелательности, чистоты и порядка. Развита стендовая система ознакомления пациентов с лучшими сотрудниками из числа медперсонала. Широко представлена информация о программах медицинского обеспечения членов семей, ветеранов, лиц, задействованных в летной и парашютной подготовке, тех, кто имеет специальные показания по медицинскому обеспечению. Здание госпиталя, как и всех остальных подразделений обеспечения, расположено на служебной территории.

Все работы по обустройству территории, ремонту и иным вспомогательным задачам решаются путем привлечения субподрядчиков. Система аутсорсинга отлажена и функционирует успешно. Процесс контроля результатов работ и их организация осуществляется специальным подразделением – «офицерами по закупкам». Столовая академии обеспечивает одновременный прием пищи в одном зале всеми курсантами – 4000 человек. При этом порядок в столовой, обеспечиваемый наемным персоналом, образцовый. Охрана территории академии осуществляется военной полицией. Курсанты и постоянный состав академии службу не несут. Курсанты исполняют обязанности дежурных по общежитиям и в их обязанность входит только исполнение диспетчерских функций в дневное время. Оружие в подразделениях отсутствует. Курсанты размещаются в комфортных комнатах по два – три человека.

Каждый курсант, военнослужащий из числа постоянного состава, а также гражданский персонал имеют индивидуальную пластиковую карту – идентификатор. Эта карта служит пропуском на разрешенные для посещения объекты и проход в служебную зону. Система мониторинга, таким образом, позволяет отследить каждого владельца карты – идентификатора. Замки на дверях в учебный корпус, спортивные помещения, общежития, калитки забора, ограждающего служебную зону электронные, открываются с помощью карты – идентификатора. Курсанты 2-го и последующих курсов имеют право эксплуатировать личный автотранспорт. Стоянки для транспорта курсантов расположены за пределами служебной зоны. Постоянный состав имеет право размещать личный транспорт на стоянках в пределах этой зоны. ДТП случаются непосредственно на служебной территории. Гибель курсантов и травматизм в ДТП имеют место.

Каждый курсант при поступлении в академию получает полный комплект формы одежды, включая летное обмундирование, плавательные принадлежности и рюкзак для учебных принадлежностей и ноутбука. Поставка ноутбуков, как курсантам, так и постоянному составу, осуществляется специальным подразделением. Сотрудники этого подразделения обеспечивают техническое состояние компьютерной техники, установку разрешенного программного обеспечения, контроль за распространением информации. Все учебные и жилые места курсантов, рабочие места преподавателей оборудованы проводной и беспроводной сетями, обеспечивающими как внутренний, в пределах академии, так и внешний (Internet) обмен информацией. Как локальная сеть, так и Internet имеют системы ограничения доступа. Курсант, получивший ноутбук, оплачивает его из своего жалования. После окончания академии ноутбук становится его собственностью.

Доступ в сеть осуществляется путем использования карты – идентификатора и, таким образом, контролируется весь информационный обмен. Учебный день курсанта состоит из семи часовых занятий. Для перерывов из каждого часа выделяется 5…7 минут. Таким образом, каждое занятие длится 52…55 минут. Согласно расписанию количество обязательных аудиторных занятий в день не превышает четырех. Эти занятия могут проводиться как до, так и после обеда. В остальное время курсанты предоставлены сами себе и могут заниматься по своему усмотрению (спорт, самостоятельная работа в аудиториях, лабораториях, в общежитии). Перемещение строями не практикуется. Исключение характерно только для курсантов 1-х курсов, которые должны перемещаться по улице исключительно бегом, по специально проложенным прямоугольным маршрутам и рюкзак держать в руке (не за спиной). Различия для девушек и юношей не делаются. Курсанты, привлекаемые на полеты, должны самостоятельно отчитаться за пропущенные обязательные часы занятий. Занятия проводятся как в очной, так и в заочной и дистанционной формах обучения. Учебные и контрольные задания могут быть получены по электронной почте, выполнены и отправлены для проверки преподавателю. Результат их выполнения может быть опубликован также в сети. Форма проведения занятия, способы и виды отчетностей зависят от компьютерной подготовки преподавателей и особенностей учебного курса.

Форма одежды курсантов на учебных занятиях в аудиториях может быть самой различной. Допускается ношение летных комбинезонов в день участия в летных программах, спортивной формы, произвольной, порой весьма фривольной при наличии травм, переломов и т.п. Например, и девушки и юноши в спортивных трусах, нога в гипсе на соседнем стуле, на столе бутылка с водой и т.д. Атмосфера на занятиях, особенно проводимых гражданскими преподавателями, излишне демократичная. Курсанты могут располагаться сидя на полу в коридорах. Складывается впечатление не военного учебного заведения, а университетского кампуса. Выбор каждым курсантом учебного курса (траектории подготовки) определяется только системой набора кредитов для получения академической степени бакалавра. Для оказания помощи в выборе обязательных и факультативных учебных курсов (дисциплин) каждому курсанту назначается академический руководитель из числа преподавательского состава. В его обязанность входит обеспечение правильного выбора учебных курсов в каждом семестре обучения и согласование этого плана с подразделением, аналогичным по задачам учебному отделу.

В результате обучения в академии курсанты получают степень бакалавра в широком круге областей: летных испытаний, авиационных двигателей, конструкции и прочности летательных аппаратов, аэромеханики, динамики полета, биологии, химии, иностранных языков, международных отношений, электроники, гидравлики, социологии и т.д. Диплом бакалавра дает ему возможность быть назначенным на должности, требующие высшего образования в данной области деятельности. Большинство бакалавров на этом и заканчивают обучение. Дальнейший вариант обучения зависит от специфики выбранной профессии. Это может быть магистратура для научно-педагогической деятельности, медицинские учебные центры для получения права работать врачом, летные школы и т.п. Совершенно не обязательно, чтобы учебное заведение было военным, однако важно, какое направление бакалавриата было реализовано. Интересно, что стать в дальнейшем летчиком-истребителем может бакалавр в области аэронавтики, который не имел летного опыта в академии.

Важным этапом учебного процесса курсантов является летняя практика. Курсант имеет возможность выбора любого из трех летних месяцев для проведения отпуска, а два оставшихся он обязан посвятить практическим вопросам (руководству курсантскими подразделениями, работе в медицинских учреждениях, в строевых частях и т.п.) сообразно требованиям учебного плана и специфике выбранного направления подготовки. Раз в три года выпускная церемония в академии происходит с участием президента США, а успешная сдача выпускных экзаменов отмечается купанием в фонтане.

Отчисление курсанта со 2-го и последующих курсов ведет за собой необходимость прохождения службы на должностях рядового и сержантского состава в течение 3-х лет. Попытка обмана командира в служебной и повседневной деятельности, преподавателя при исполнении отчетностей и аттестаций ведет к неминуемому отчислению. Очевидно, что серьезный отбор абитуриентов, высокий конкурс при поступлении, элитарность офицерской службы являются мощными стимулами для успешной учебы.

Курсанты, получающие степень бакалавра в области иностранных языков и международных отношений, проходят практику за границей США. В таких случаях устанавливаются договорные отношения между, как правило, учебными заведениями, и курсант в течение семестра изучает соответствующие установленному для него учебному плану учебные курсы. Таким образом, обеспечивается пребывание в представляющей интерес стране, погружение в атмосферу иностранного языка и одновременно выполнение учебного плана. Очевидно, что такой вариант возможен при реализованной системе учебных стандартов в рамках Болонской конвенции. Считаю необходимым обратить внимание на то, что основной целью такого принципа подготовки бакалавров является комплексное изучение страны пребывания и подготовка специалиста, способного решать специальные задачи в соответствующей стране. Девиз отдела международных программ: «глобальные связи – глобальные возможности». Этот вывод официально подтвержден представителем руководства академии на брифинге в ходе проведения Международной недели. Было заявлено, что вопросы подготовки специалистов, выходящие за рамки международных отношений, США способны решать самостоятельно. Ситуация подтверждается также и тем, что в академии ВВС США обучается всего 73 курсанта из 35 стран.

Комплектование преподавательского состава академии ведется путем привлечения военнослужащих и гражданского персонала, имеющих как минимум степень магистра по соответствующей специальности. Преподаватели из числа военнослужащих, имеющих степень магистра, подлежат регулярной (по истечению 3 лет) ротации. Назначения могут осуществляться в действующие части, части обеспечения, на должности командиров курсантских подразделений и в обратном направлении. Пилоты в процессе службы на преподавательских должностях поддерживают летные навыки на аэродроме академии и в строевых частях. Преподаватели из числа военнослужащих, имеющие докторские степени, назначаются на должности профессоров и ротации без их желания не подвергаются. В процессе службы такие преподаватели получают звание полковник, а уходя в запас – бригадный генерал. Денежное вознаграждение гражданских преподавателей, как правило, ниже, чем в гражданских учебных заведениях, однако работа в академии считается более престижной в связи с большей упорядоченностью и социальными преимуществами. В целом следует отметить, что как таковой системы подготовки научно-педагогических кадров не существует.

Вопросы методической работы с точки зрения организации и проведения методических занятий и контроля учебного процесса практически не реализуются, хотя и считается, что такая работа ведется.



Другие статьи на эту тему:
Фотоотчет посещения Академии ВВС США делегацией ВУНЦ (более 150 фото)
Военное образование в США
Как убили Военно-Воздушную академию
Воронежские приоритеты


Подписка на новости Иватушники.РУ

Все новости на Иватушники.РУ




Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=675