Я родом из СССР (Литвинова Л.В.)
Дата: 09/01/2013
Тема: Статьи ИВАТУшников


Часть 1
Часть 2
Часть 3

ХV

В 1963 году в Иркутске появилась школа с углубленным изучением отдельных предметов. Это была школа №11. В 9 - ые классы набирали отличников. Моя сестра, хоть и была отличницей, но в нее не пошла. До 11 школы надо было ездить на транспорте, поэтому она продолжила обучение в школе №20. Закономерно, что и я в 9-ый класс записалась в эту же школу.

Класс оказался сборным, т.е. мы «иватушские», «аэропортовские» и «пивоваровские». На первых уроках, учителя спрашивали, есть ли у меня сестра? Люся училась отлично, и претендовала на золотую медаль. В 1964 г. общеобразовательные школы перешли на 11-ти летнее обучение. Поэтому сестре пришлось учиться 11 классов. В 1965 г. она и наш бывший сосед по квартире Искин Александр (старший брат ранее упомянутого Владимира Искина) окончили школу с золотом. Вот такие дети были у офицеров ИВАТУ!

На уроке физики, молодая учительница Юлия Борисовна Матюк вызвала меня отвечать. Я сильно волновалась от того, что класс был новый - много незнакомых ребят. От этого, или отчего-то другого, я никак не могла вспомнить слово – вращается. И сказала, что земной шар крутится, вертится. Насмешила класс, но оценку получила отличную. Тогда я еще не могла предположить, что буду физиком. На всю жизнь запомнила, как на уроке Юлия Борисовна объясняла явление самоиндукции. Будучи преподавателем, я об этом говорила своим ученикам - курсантам и удивлялась тому, что они не помнят то, что в школе проходили.

Мы «иватушские» - я, Люда Харитонова, Таня Ловчиновская, Вера Строкож, Валя Зубова (ее отцу в 1995 г. было присвоено звание Герой России), Витя Шмайлов, Володя Тыркалов и др. держались все вместе. Некоторые эпизоды школьной жизни запомнились навсегда. Например, моя подруга Вера, плохо видела, но очки не носила. На уроке геометрии ее вызвали к доске. Надо было решить задачу. Я сидела на предпоследней парте у окна и всячески хотела ей помочь. Руками пыталась изобразить соответствующие углы и жестами что-то объяснить. Но мои подсказки не имели успеха. А математичка, она же классный руководитель, сидела за своим столом молчала, и не пыталась помочь вызванной к доске ученице. Я до сих пор удивляюсь, как учителю хватило терпения? В своей практике никогда так не поступала, и если отвечающий затруднялся, старалась его навести на нужное решение. И тогда, и сейчас я говорю подруге: «Я тебе все объясняла!» А она мне в ответ: «Я ничего не видела!». Да, зрячему трудно понять, что кто-то не видит. Зато Вера всегда помогала мне по русскому языку. Вот такая у нас была взаимовыручка. Как-то заболела учительница, не помню, по какому предмету и нам поставили 2-ой урок литературы. Уж очень не хотелось идти на него, и мы решили сбежать. Нас «поймала» завуч Александра Алексеевна и в наказание сказала, что классный руководитель пойдет по домам, а те, кто живет на территории училища, будут вместе с родителями приглашены на педсовет. Называется – «влипли», по полной программе! Делать нечего, пришлось дома сказать о предстоящем визите. Мама с папой хмуро посмотрели на меня. Но нам, живущим за территорией училища, повезло. Никто не пришел. От родителей всем досталось.

Еще один «хулиганский» эпизод. Школа готовилась к смотру художественной самодеятельности. Репетиции проходили после уроков. Всем хотелось уйти домой. Классная руководитель Жанна Ивановна Алдохина предупредила нас о непредвиденной репетиции хора, и чтобы мы не сбежали, входную дверь школы закрыли. Что делать? Решение пришло мгновенно – открыть окно в раздевалке и через него уйти. Дело сделано, но.… По ступенькам к входной двери поднимался директор школы Леонид Моисеевич Вульфович. Вот и попались мы ему на глаза. Пришлось всем вернуться.

Староста класса Саша Шадымов на классном часе часто поднимал вопрос - почему «иватушские» не дружат с «пивоваровскими»? Мы задавали ему встречный вопрос: «Как ты понимаешь эту дружбу? Ты предлагаешь нам провожать «пивоваровских» до дому?». Сейчас это вызывает улыбку. В 2011 г. через 45 лет мы встретились с одноклассниками. Разницы между «иватушскими» и «пивоваровскими» никакой не было. Нас объединяли общие воспоминания, и мы смеялись над словами старосты.

XVI

Начиная с 8-го класса (а может быть и раньше) я увлеклась катанием на коньках. Коньки в то время приобрести было практически невозможно. Да дело было не только в том, что их не продавали, а еще и в том, что они были достаточно дорогие, и не каждая семья могла себе позволить тратить свой бюджет на них. Мне коньки достались по наследству от уехавших соседей Пальчик. Правда, размерчик был не совсем мой. Поэтому я несколько раз обмораживала себе ноги. В субботу и воскресенье на стадионе училища, как я уже писала ранее, работал каток. Вечером включали прожектора и музыку. На коньках катались дети, взрослые и курсанты. Родители моей одноклассницы Тани Ловчиновской приходили вместе с ней. Ее мама, Аделина Андреевна, была врачом-рентгенологом в санчасти, а отец, Владимир Львович, офицер. Аделина Андреевна всегда интересовалась нашими «любовными» делами. И что удивительно - мы ей рассказывали все. Видимо у нее был какой-то особый дар.

На катке происходили первые знакомства с курсантами. Здесь же было много одноклассников - сосед по парте, Юрка Кудрявцев. Он хорошо играл в хоккей. Хоккеисты играли на отдельном поле, но иногда приходили и на большой лед. Стоило нам, девчонкам, начать кататься с курсантами, как наши «хоккеисты» тут как тут. Короче портили нам знакомство. А Юрка, на большой скорости, подъезжал ко мне, я быстренько «улепетывала» от него на обочину в снег, и клялась ему, что буду давать списывать.

В 9-ом классе я познакомилась на катке с курсантом 2-го курса. Его звали Толик (отличник учебы, боевой и политической подготовки). Так как мои коньки нуждались в том, чтобы их наточили, то не удивительно, что их вызвался наточить Толик и пообещал принести в следующую субботу на каток. Я счастливая, толи от знакомства, толи от того что коньки отдала наточить, пришла домой. С порога сказала папе о том, что отдала коньки. Первый вопрос отца: «Какой курсант, фамилия, рота?». Фамилии я не знала, но знала, что он приехал из Благовещенска и учится в 5-ой роте. Папа сурово на меня посмотрел, и у меня возникли сомнения в правильности своего поступка. Отдала коньки «на деревню – дедушке». Моя мама, Зоя Сысоевна Ермакова, работала в училищном отделе кадров. Ей пришлось обратиться в строевой отдел, пересмотреть все курсантские дела, найти подходящее, выяснить фамилию. Она принесла мне маленькую фотографию и сказала его фамилию. Я была в «шоке», такой фамилии я не слышала – Нога. (Для справки - Анатолий Нога позднее выпускник ВВИА им. профессора Жуковского, кандидат технических наук). Проработав 33 года в училище преподавателем, я и не такие фамилии встречала. Но мне ведь было всего 15 лет, я чуть «не умерла» от смеха. На следующую субботу, я пришла на каток и получила свои коньки в целостности и сохранности. Кроме того, Толик мне принес пригласительный билет на Новогодний вечер. Я была очень рада. Ведь до сих пор я никуда не ходила. А это настоящий курсантский новогодний вечер. Гордость распирала меня. Была проблема – как на это посмотрят родители? Но все утряслось и мне разрешили пойти на вечер. До сих пор я помню, в чем была одета. Нам с сестрой все шила мама. Так вот, я надела черную юбку в «бантовую» складку, кирпичного цвета кофточку. Эту кофточку сшила мама из остатков материала, оставшегося от шитья ее платья. На шею, в качестве украшения, повесила металлический кулон. На ноги какие-то туфли и пошагала, прямо в них, в клуб. А жила я за территорией. Идти было минут 15. Мороз! А мне все нипочем! В раздевалке дежурили курсанты, среди которых был и Толик. Я постеснялась его окликнуть.

Курсантские, тематические, вечера проводились очень интересно. А новогодний вечер – это предел мечтаний. В фойе стояла елка. В зрительном зале шел концерт художественной самодеятельности. В то время только стали появляться вокально-инструментальные ансамбли. Естественно, что в курсантской среде сразу образовался такой ансамбль. Участники ансамбля были одеты в гражданские костюмы. Костюмы синего цвета специально были сшиты для них. По тем временам это было «круто»! Сцену освещали прожектора. Все было очень красиво. Курсанты исполняли популярные мелодии. Их вызывали на бис. Потом в этом зале демонстрировался кинофильм, а в фойе были танцы. Вокруг елки толпились пары.

Заиграла музыка и Толя пригласил меня на танец. Так как у меня не было практики хождения на такие мероприятия, то я по привычке, как в школе, схватила его за талию. И о, ужас! Я поняла, что сделала что-то не то, но мой кавалер проявил благородство и не стал заострять на этом внимание. Сказал, что ничего особенного, такое бывает. Я была на седьмом небе, и чувствовала себя почти взрослой. После вечера мы еще раз встречались с Толиком. Он приходил в увольнение, и мы гуляли с ним по 1-ой Советской. Конечно, мне он очень нравился, но я то, была для него еще ребенком, он был старше меня на несколько лет.




Юбилейная символика




Это статья ИВАТУШНИКИ.RU
http://ivatushniki.ru

URL этой статьи:
http://ivatushniki.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=688