На самолеты вон какую резину делали до 110 выдерживала, а почему автомобильной резины (Хорошей) до сих пор нет, тока импортная _________________ Чернюк Валерий Николаевич выпуск 1985 года Факультет АО курс Устюгова С.Н.
У нас на Миг 21 и23 была ярославская резина. На 21-х с камерами, а на 23-х уже бескамерная. Эксплуатировали до износа 3-го слоя корда, а дальше меняли. Как, правило она изнашивалась лишь на лысках, когда пилот на посадке прикладывал самолет. Т.е. получалось, что изнашивалось около 5-7% поверхности покрышки.
На Су-24 по два колеса на каждой стойке, ну и меняли их парами, когда хоть одно изнашивалось, с колесами проблем не было. А потом наступила перестройка, когда не было ничего и приходилось ползать по складу и из старых, изношенных колес выбирать хоть что-то. Некоторые спецы умудрялись до 7-го корда эксплуатировать, летчиков, правда, предупреждали. Среди них тоже мастера были, тормозной парашют выпускали еще до касания бетонки, ни дымка на посадке, но это мастера, которых и тогда-то немного было, а сейчас даже и не знаю. Никогда такого позора за авиацию нашу не испытывал ни до ни после. 6 лет был начальником группы регламента и ремонта самолетов в ТЭЧ и за все это время не получил ни одного болта и ни одного ключа, жили старыми запасами или на заводе за спирт меняли.
Факультет: СД Год поступления: 1983 Год выпуска: 1988 Зарегистрирован: Dec 14, 2008 Сообщения: 822 Откуда: Челябинск
Добавлено: Пт Фев 06, 2009 11:41 am Заголовок сообщения:
Вчера выдали новые ЖПС, в соответствии с ФАП ИАО. Вместо листа контроля из 2х страниц теперь 6 ! Причём графа "контролировал" отсутствует. Интересно, кто этот шедевр придумал и был он хоть один день на стоянке или сразу в академию пристроили.
Что ты, Серж! Стоянка - это не царское дело Где-то в начале 90-х в Жуковке был образован факультет, куда набирали после школы (в академию после школы!) сынков тех, кто хотел оставить своих детишек в столице под крылышком, а не отправлять, например, в Иркутск (господи, какой ужас). Они пять лет учились курсантами, потом получали мамлеев и оставались еще на два года делать диссертацию. По выпуску получали старлеев и пишут теперь вот эти удивительные бумажки. Даже любопытно, какие ассоциации возникают у них в голове при слове "стоянка"? Наверняка, что-то далекое от авиации
В мой бывший полк сейчас тоже приходят подобные "шедевры", народ делится. Приходит новый регламент, а в нем расписаны вещи, которые даже не стыкуются с конструкцией, например, для простого Су-24 расписаны работы по штанге заправки, которой там просто нет. Приезжал в армию руководитель этого отдела, ему эту хрень показывают, а он говорит - а что вы хотели, у меня в отделе ДОКУМЕНТЫ составляют два капитана, которые Су-24 видели только на картинке. Тоже, видимо, чтоб след оставить
Какие названия страшные Мне кажется, их надо писать на посуде, чтобы у людей отпадало желание пробовать. Например ТГФ - тетрагидрофурфуриловый спирт или жидкость "И" - этилцеллозольв
На заводе в Новосибирске видел, как работяги из клея БФ-2 спирт добывали - на улице мороз за -30, уголок из дюраля подлиннее, сверху на него льется клей, вся гадость примерзает к уголку и снизу сливается относительно чистый ОН
А есть еще гаже названия: несимметричный диметилгидразин и азотный тетраоксид - основные компоненты самовоспламеняющегося ракетного топлива.
Вот наконец-то мы и добрались до одной из любимых тем, обсуждаемой в аэродромных курилках всеми поколениями авиаторов, и такой же неисчерпаемой, как и сама "огненная вода". К сожалению, где-то в глубинах интернета, а то еще хуже - на просторах нашей необъятной страны затерялся один из зачинателей этой ветки - 240465, большой любитель авиационных загадок, попробую поддержать его начинание и предложить уважаемой аудитории пару несложных вопросов, связанных с находчивостью наших однокашников, которые смело и не сташась усталости вступали в борьбу с "зеленым змием", какие бы обличия он не принимал.
Загадка первая.
Наш одноклассник Коля В. (думаю он на меня не обидится - страна должна знать своих героев!) начал свою службу в должности старшего техника на славном летательном аппарате типа МИГ двадцать одно. С получением в руки этого изящного представителя семейства спиртоносцев Коля приобрел еще и возможность повелевать человеческими судьбами, путем одаривания особо жаждущих и страждущих, а также лиц, особо приближенных к императору, энным количеством живительной влаги, которую он закорузлой технарской рукой выдаивал из брюха своего кормильца после каждой летной смены. Поскольку Коля стал великим и могучим правителем, то в скором времени к его дому, где он жил с молодой женой - преподавателем музыкальной школы, перестала заростать народная тропа. Количество жаждущих и страждущих, не смотря на Колино великодушие, не уменьшалось, а может, именно благодаря широте Колиной души, увеличивалось. Да и визитеры, почему-то, не придерживались никакого графика посещения святого источника, и стучали в окно тайным кодом "три зеленых свистка" в любое время дня и ночи. Понятное дело, визиты особ приближенных, стоящих рядом и отстоящих очень далеко от Коли быстро надоели и самому Коле и особенно его жене. А поскольку наши друзья были людьми интеллигентными и не могли послать просителей простыми русскими словами на самый популярный e-mail, то стали выдумывать самые неправдоподобные истории: то родник человеческого счастья пересох, то корова-кормилица белены объелась и все надоенное пришлось вылить в помои, или что Колин самолет поскользнулся, упал - закрытый перелом обеих стоек шасси и лежит теперь в ТЭЧ полка на брюхе, поправляет здоровье и тревожить его нельзя, да и без толку, все равно ничего не даст. Вы поверили в эти сказки? Я нет! Чтобы у стартеха не было спирта? Все остальные тоже не поверили и требовали предъявить квартиру к осмотру. Раз народ требует, отказать нельзя, иначе вассалы восстанут! Заходите, гости дорогие, чувствуйте себя как дома, все мое - ваше! Ну а что у молодого лейтенанта с молодой женой-музыкантшей в доме? Ну диван, ну стол, ну шифонер, да предметы необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности. Посмотрят гости, да и уходят ни с чем. Фокус такой проходил многократно, хотя у Коли всегда было несколько трехлитровых банок счастья.
ВОПРОС: Где Коля хранил спирт?
А можно еще в басовую трубу налить , а под крышкой рояля и того больше войдет.
Вообще к этой истории можно дополнить следующее:240465 Миша вроде живет в Красноярске. На МиГ 21 стартехов не было, а был техник, спиртом заведывали радисты, поскольку технику самолета некогда было возиться с баклажками, а самолет по части спирта доился сверху
Про животных.
В Кневичах(Владивосток), в районе аэродрома было много фазанов. Может не стреляли их там, вот они успешно и размножались. Идёшь утром, весной или летом по "генеральской" дороге, а петухи-фазаны орут во всю глотку. Красота! Были случаи, посмотришь из окна кабинета в эскадрильском домике-а под окнами, на улице парочка гуляет, чего-то клюют, ну как домашние куры. Или заяц сидит-ушами шевелит, тоже много было их окрестностях.
Из домашниих животных досаждали крысы. Одно время упорно хотели съесть кактус на подоконнике. Потом я имел неосторожность оставить на спинке стула синий морской китель. Утром смотрю-материя изнутри аккуратно вспорота как ножницами, и половина прокладочной мешковины изнутри наглым образом сожрана. Терпение лопнуло, обратился в медсанчасть, дали какой-то крысиной отравы. Долго потом в домике воняло дохлятиной.
А был ещё в Кневичах Мышиный год. Все капониры летом были изрыты мышиными норами. Когда л\состав их обкашивал, мыши прыгали прямо из -под ног и разбегались как тараканы средь белого дня.. Собаки из близлежащих помоек (возле ЛТС и свинарника) стаями переместились на аэродром и кормилсь исключительно свежими мышами.
Про собак.
Кто- то принёс из дома на стоянку дворнягу-Жульку.
Прижилась, практически сторожевая собака ДСП.
Но иногда уходила в самовольные отлучки. На автобусной остановке возле аэропорта садилась вместе с технарями в автобус, проезжала несколько остановок и выходила на Севастопольской возле ДОСов и бежала дальше по своим делам. Каким образом возвращалась,не знаю. Но утром , на построении она уже была на стоянке.
Умнейшее было животное, и очень живучее. Огромное количество породистых собак передохло в Приморье от энцефалитных клещей. Эта вся ходила в клещах, заболела, еле лапы таскала, но всё равно выжила !
Про кошек.
Был в гарнизоне в АТБ и овощной склад. Кроме овощей. хранилась там и рыба. мороженая, солёная и в консервах.
Ну и видно коты на этой рыбе и раскормились, кот Матроскин отдыхает. Именно эти животные более всего подходили под крылатую фразу "жирные коты". По своим физическим кондициям большой угрозы местным мышам и крысам , я думаю они не представляли.
Про рыбу.
И был в Кневичах год Рыбы. На стоянках имелось несколько озёр, в которых даже купались. Образовались они после того, я думаю, как в ямы, из которых брали землю для капониров, попала талая и дождевая вода. Завелась рыба, караси и прочая. И вот эта прочая весной или летом начала активно перемещаться, переползать из одного озера в другое. по неизвестной причине, прямо через рулёжку, в основном, по ночам. Но некоторые особи не успевали закончить своё путешествие и гибли под колёсами самолётов на утренних(дневных) полётах.
И были также другие животные щедрой Дальневосточной фауны, которые скрашивали нелёгкие трудовые технарские будни и ночи. Это и бабочки-махаоны, птички разных пород и раскрасок, бурундуки (почти ручные) , которые жили в кулилке на улице, поближе к людям.
Берегите природу, мать нашу!!!
Нет , этот ещё туда-сюда. В нём 6 полётов , в нашем только 3 полёта. В этом, хоть такая, строчка " контроль" есть, а в нашем совсем нет. Этот, видимо, для ИА, а наш ДА и ВТА. В нашем для заправки выделено 19 строчек. Господа, может есть на каком-нибудь самолёте 19 групп баков? Мы вчера летали 4 полёта, и молодой Б/т, котрого я проверял, в нём запутался, пришлось самому его заполнять.
Да, господа, тема спирта неисчерпаема. На нашем ВС его нет совсем, но хочется поведать историю, произошедшую со мной из-за него.
В самом конце 80х водку в магазинах купить было невозможно даже за талоны, тройную цену и т.д. И вот, привалило мне счастье – прилетел друг из Балашова на Ан-26. Мало того, что у них и так этой жидкости много, они на нашем складе ГСМ получили несколько бочек. Вобщем, посидели мы на славу.
Теперь небольшое отступление. В те годы ВЛК можно было проходить не за один день, как сейчас, а спокойно в течение недели, и осталось мне пройти только ЛОРа. ЛОР был славный дедок, который подписывал мед. книжки не глядя.
И вот с бодуна, утром, я иду проходить ЛОРа. Захожу в кабинет, а вместо дедка сидит раскошная рыжеволосая дама и говорит, что бы я привёл ещё одного человека. Вышел в коридор, там сидит боец, я его позвал с собой, у порога мы разулись и дама говорит, чтобы я садился во вращающееся кресло, а боец меня крутил. Боец старался во всю, а я-то только под утро закончил.
Как эту пытку вытерпел, не помню. До её стола дошёл по, начерченной линии прямо (молодой был, крепкий). Книжку она мне подписала. На выходе начинаю надевать ботинки, надел один, чувствую совсем мне плохо, при попытке надеть второй со мной случился конфуз, как дал я ей под порог всем, что мы выпили и закусили. За спиной раздался визг, а я, в одном ботинке, с мед. книжкой в одной руке и вторым ботинком в другой рванул на улицу.
С тех прошло 19 лет. С дамой мы помирились, но б/техников и радистов она крутит по прежнему, в отличии от лётчиков и штурманов, а я прихожу к ней отмазывать своих орлов, которые не выдержали пыток.
А можно еще в басовую трубу налить , а под крышкой рояля и того больше войдет.
Вообще к этой истории можно дополнить следующее:240465 Миша вроде живет в Красноярске. На МиГ 21 стартехов не было, а был техник, спиртом заведывали радисты, поскольку технику самолета некогда было возиться с баклажками, а самолет по части спирта доился сверху
Д.О.! Спасибо за консультацию по технической части, за всю службу с Мигарями и рядом не стоял, а потому и излагал все в свободной литературной форме, а не в стиле техрегламента, НО! сей факт имел место быть, сам я это пианино осязал и диметилгидразинэтилцеллозольведренакорень из него в свой организм для промывки мозгов или чего еще переливал.
Не судите меня стого
А можно еще в басовую трубу налить , а под крышкой рояля и того больше войдет.
Вообще к этой истории можно дополнить следующее:240465 Миша вроде живет в Красноярске. На МиГ 21 стартехов не было, а был техник, спиртом заведывали радисты, поскольку технику самолета некогда было возиться с баклажками, а самолет по части спирта доился сверху
Д.О.! Спасибо за консультацию по технической части, за всю службу с Мигарями и рядом не стоял, а потому и излагал все в свободной литературной форме, а не в стиле техрегламента, НО! сей факт имел место быть, сам я это пианино осязал и диметилгидразинэтилцеллозольведренакорень из него в свой организм для промывки мозгов или чего еще переливал.
Не судите меня стого
Предлагаю почтеннейшей публике вторую загадку по теме:Сколько уже выпито и сколько еще нужно выпить для наступления всеобщего равенства , братства, счастья, мира во всем мире и появления чертей за иллюминатором на высоте 8000 метров?
Итак, благословенный сентябрь 1982 года. Мы, группа курсантов 5го курса ИВВАИУ, прибыли на войсковую стажировку в Джиду Забайкальского В.О. Поселили нас не в гарнизоне, а на территории аэродрома в домике высотного оборудования, стоящего обособленно, очень далеко и от аэродромных зданий и от городка. Собственно высотное оборудование размещалось в одной половине здания барачного типа, имея вход с торца здания, а с другого торца был вход в длинный коридор, из которого направо и налево были двери в небольшие казарменные помещения, используемые для размещения л/с при разного рода учениях. Вот в одной из этих больших комнат мы и разместились. Быт, как и положено в таких многозвездочных ( когда там размещается много людей со звездами на погонах) заведениях, был на подобающем уровне - нужник метров за 50 от домика, умывальник в виде подвесного бака от МИГа с единственным краном типа "хобот от противогаза", в котором вода по ночам замерзала и мы, соответственно, могли умыться лишь в обед, телефон в коридоре, да полностью укомплектованный пожарный щит. Вот необходимый и достаточный перечень оборудования места жизни курсанта ИВВАИУ 70-80х годов, а вы говорите общежития, телевизоры, сотики.(Пардон, увлекся и отвлекся от темы).
Днем мы, конечно были в войсках, а то и ночью, когда нужно, но в помещении всегда оставались дежурный с дневальным, чтобы и вещички сохранить, и порядок навести (все же порядочное воинское подразделение - влажная уборка производилась как положено) или просто отдохнуть от мирской суеты, т.к. на тумбочке дневальный ясное дело не стоял, а лежал на койке, а ночью все дрыхли, закрыв дверь изнутри. Руководители наши контролировали нас каждый день, но моралью строгой не докучали, а полковым тем более не до нас было. Чувствуя себя почти офицерами и желая приблизить это событие мы, чтобы скоротать ничем не занятые вечера и выходные дни позволяли себе немного "расслабиться" пивком или белым сухим винцом, а то и портвешком. Следует, однако, отметить,что хотя на стоянке спирт стоял в домике эскадрильи в бачке и технари демонстративно мыли им руки, ограничений на пользование не было, мы сию жидкость не употребляли, видимо не готовы были еще к таким подвигам. Так вот, если с употреблением пива все проходило гладко: купил-выпил-сдал тару-доплатил-выпил-сдал тару-доплатил и опять по новой, то с винной тарой возникли проблемы. Бутылки из-под вина не принимаются При заселении в наш отель мы получили строгий инструктаж, чтобы бутылок вокруг домика не было, а вокруг домика земля, ровная как стол, три сухих былинки и все! спичку за 10 метров видно. Ребята мы спортивные, попробовали швырять бутылки подальше - не помогает - все равно видно! Нести вдаль тоже смысла нет, весь кайф от мероприятия теряется. Чердак наглухо забит, никаких лестниц нет, он отпал сразу, соседние помещения плотно закрыты, никаких щелей в подполье нет. А количество пустой тары все увеличивается. Что делать? Выход был найден быстро и оригинально. Хование бутылок было вменено суточному наряду, с чем он успешно справлялся. Вся тара осталась на месте нашего пребывания.
ВОПРС: Где были спрятаны бутылки?
P.S. Поскрипим шестеренками в коробке? Пианино было лишь для разминки
Ну раз наряду было нечего делать и именно ему вменялось заниматься бутылками, значит он с ними что то делал. Закапывать ... вряд ли. Ну может долбил их в мелкую крошку и равномерно на прилегающей территории рассыпал?
Markosу большущий минус, Ансерову небльшой плюс. Истина где-то рядом, копайте глубже (но не в песок!) и немножко ширше, подсказки в виде намеков в тексте есть, покруче изгибайте свои извилины.
Факультет: СД Год поступления: 1973 Год выпуска: 1976 Зарегистрирован: Oct 30, 2007 Сообщения: 408 Откуда: Московская область
Добавлено: Вс Фев 08, 2009 11:52 am Заголовок сообщения:
Попытаюсь соригинальничать. Имея под руками некий шанцевый инструмент опять же с пожарного щита (топорик, багор, лопата, лом) и чувствуя, что в основе вашего барака был не сруб, а сборно-щитовая конструкция, то позволю себе предположить, что вам удавалось поднять часть досок (вагонок) внешней, скорей всего, обшивки здания, ховать туда тару, а затем приводить все в исходное. Полы было бы сложнее поднять.
Д.О.! Ушли с пути истинного. Найдите связку между топливным баком и обязанностями наряда. В моем тексте не все явно прорисовано, но намеки есть( а иначе было бы не интересно).
Спасибо за 5+, у самого жена музыкой занималась. А что касается бутылок, наверное наряд их в баке и прятал. Лежал я как-то в госпитале в травматологии, так мы бутылки прятали в пожарный бак в туалете.
Если в бак, прятать бутылки, то только битые, но это себе дороже. Там сверху лючок заправочной горловины, также сверху два штуцера: тонкий для наддува и широкий для выработки, направляющий бугель и рымболт с гайкой в вертикальном сквозном герметичном отверстии, внутри бака перегородки, острый носик и хвостовое оперение, вот и все. Тут не просто ребята технически были смышленые, но и организационно. Умывание, влажная уборка, а бак 480л и его надо было периодически пополнять...Как раз задача для наряда, а вот как поступали с тарой неясно пока. Поскольку в штатную горловину бутылка не пролезет, могли конечно в баке дополнительный люк сделать, куда и прятать бутылки, а чтобы не блямкали при расходе воды заполнять их тоже водой.
Если в бак, прятать бутылки, то только битые, но это себе дороже. ..., внутри бака перегородки, острый носик и хвостовое оперение, вот и все. ...., а бак 480л и его надо было периодически пополнять......
20-40 курсантов, на месяц - два. "Полезный" (в наших целях) объем бака не позволит уместить все "выстраданное". А вот в КПМку, кот. оный бак пополняет водой - реально. И концы в воду! Или банально напрячь бойца -водилу КПМки, чтоб отвез мешок до ближайшего леска.
Факультет: СД Год поступления: 1973 Год выпуска: 1976 Зарегистрирован: Oct 30, 2007 Сообщения: 408 Откуда: Московская область
Добавлено: Пн Фев 09, 2009 9:30 am Заголовок сообщения: Re: ВВС- страна чудес
Aziat писал(а):
Вся тара осталась на месте нашего пребывания.
ВОПРС: Где были спрятаны бутылки?
В задаче-то сказано, что бутылки остались на месте пребывания, а вот насколько широко понятие этого места? Опять же объемы баловства сухеньким и портвешком не ясны. И действительно, сколько было народа на стажировке?
Вот уж где хитрость азиатская!
Ох, боюсь я, что побьют меня ИВАТУШНИКИ при встрече, как говорится: "За такие шутки - в зубах промежутки". Но не корысти ради, а лишь для куражу, авось сие вголовекопание заставит кого-нибудь тоже выложить что-нибудь интересненькое. А поскольку во рту осталось всего три зуба сверху, ставлю их на кон и продолжаю проверку сообразительности. Вадим тему просекает четко, остальным наводящий вопрос: Если вода в баке замерзала, то где наряд брал воду для проведения влажной уборки?
Факультет: СД Год поступления: 1973 Год выпуска: 1976 Зарегистрирован: Oct 30, 2007 Сообщения: 408 Откуда: Московская область
Добавлено: Вт Фев 10, 2009 9:59 am Заголовок сообщения:
Вообще-то в идеале ведро с пожарного щита - коническое и пользоваться им, кроме как по прямому назначению, неудобно.
А еще в часть использованных бутылок можно было наливать спиртика из эскадрильского бака и добавлять потом в воду, что бы не замерзала. Технари руки моют спиртом, а мы чем хуже? Помоем водноспиртовым раствором. А оставшуюся часть часть бутылок можно оставлять на эскадрильской свалке.
Молодцы, наконец-то увидели пожарные ведра на щите и очень тонко подметили, что кроме как по прямому назначению их не используешь. Вы стоите БУКВАЛЬНО в полушаге от разгадки.
Что же касается численности л/с, то нас было 26 человек, пьянством мы не занимались, отдыхали культурно.
Небо любит сильных, а сильный любит пожрать. Север любит смелых, а смелый любит выпить. Сидим на Новой Земле уже неделю, метель и вьюга, вариант называется. Карты и водка. Ночью забылись, слышу, кореш один громко так говорит-" Хули встал? Нука съе-ался отсюда, ато как дам по морде! Подбегает и нападает на вешалку-треногу с куртками. Избил ее, напинал и простынями связал. Было смешно..Через неделю уже этого кореша вязали. Белочка. Пьянству--нет!!!
Пока народ ищет, куда бы спрятать пустые бутылки, расскажу че-нить про авиацию
Кто помнит добрые времена, знает, что самолет после ремонта возвращался красивый, отремонтированный(что сейчас просто уливительно) и с восстановленным ресурсом. Это означало, что все агрегаты, имеющие ресурс, отличный от ресурса самолета и не вписывающиеся в межремонтный, менялись во время ремонта, за редким исключением. В каждом формуляре был список этих исключений и каждый техник при заполнении формуляра в этот список регулярно заглядывал, дабы не проворонить грядущую замену. Редко приходилось менять по ресурсу какой-нить серьезный агрегат, пока не наступила перестройка (читай @опа)
Агрегаты с ограниченным ресурсом в ремонте стали менять только в тех редких случаях, когда МО заранее оплатило эти работы, предварительно заказав и доставив к месту ремонта необходимые агрегаты. А это, как вы понимаете, требовало оч.больших усилий со стороны л/с, особенно, когда полк находился, например, в ЛеноВО, а завод в Шауляе.
В итоге, самолеты с ремона приходили с теми же агрегатами, а часто даже с теми же дефектами, с которыми на завод поступали.
Замена различных рулевых машинок, домкратов, агрегатов управления и пр. стала для ТЭЧ вполне обычным делом. Все это, конечно, повышало профессиональное мастерство л/с ТЭЧ, в особенности, самолетной группы, но основных обязанностей по выполнению регламентных работ, осмотров, проверок и комплексов доработок никто не снимал, поэтому, очередную замену народ воспринимал без особого энтузиазма и постоянно ворчал, что теперь-то все понимают, почему ТЭЧ в простонародье зовется шахтой.
В общем, на очередном лайнере подошел срок менять весь комплект шасси. Отдельные элементы, конечно, меняли и раньше, но чтоб весь комплект - повезло первый раз. Операция сама по себе достаточно трудоемкая, учитывая вес и габариты стоек, амортизаторов, подъемников и пр., но основная сложность состоит в последующих регулировках, потому что уборка-выпуск - это цепь взаимосвязанных сигналов и блокировок, в которых задействованы не только самолетные системы, но и АО, АВ.. Не буду утомлять подробностями, но с заменой мы успешно справились, все регулировки провели совместно со всеми сопряженными специалистами, многократно (раз 40) произвели уборку-выпуск шасси и в довершении всего зописали свой шедевр на ср-ва объективного контроля, т.е. на Тестер 3У.
Работы много, поэтому, после сдачи самолета о нем вскоре забыли. Почти месяц прошел до того, как самолет отправили на облет. ТЭЧ уже разошлась по домам, когда прошел слух, что на облете у самолета не выпустились шасси. Все вы прекрасно понимаете, что это такое.
Самолет пару раз проходит над КП, откуда в бинокль наблюдают, что шасси выпущены, лампочки на стойках горят, не горит лишь зеленая лампочка в кабине. После нескольких эволюций летчик пробует выпускать аварийно и наконец-то, долгожданная зеленая лампочка загорается. Надо отметить, что аварийно шасси выпускаются от пневмосистемы, в которой давление 150 атм., тогда как в родной гидросистеме 220.
Утром приходим в ТЭЧ, летающая уже сидит в курилке, меня, как начальника группы, начинают пытать прямо там - как производилась замена, кто регулировал, как регулировал, в чем может быть причина, ну и т.д. Постепенно, шаг за шагом, проходим весь путь от получения комплекта шасси, проверки условий и сроков хранения, консервации-расконсервации, демонтажа старого комплекта, монтажа нового вплоть до регулировок и гидровки. Перебираем паспорта и обнаруживает, что в одном из паспортов стоит не моя подпись, а явно поддельная. Надо сказать, что конструкция довольно запутанная, в частности, на передней ноге уборку-выпуск стойки производит цилиндр уброки-выпуска, который в выпущенном положении подпирается подкосом, который, в свою очередь, подпирается раскосом. Раскос имеет, так называемую обратную стрелу прогиба, чтобы удерживать подкос от складывания. После заруливания техник должен был еще на этот раскос одевать специальный стопор. В общем, чувствуется, что инженеры КБ над этим потрудились капитально. В довершении всего в конструкции имелся цилиндр раскоса, который в начале уборки шасси убирал обратную стрелу прогиба раскоса, чтобы стойка могла сложится. Только подготовленный инженерный мозг может дочитать весь этот бред до конца. Так вот, именно в паспорте цилиндра раскоса стояла чужая подпись. Дело в том, что на складе был весь комплект шасси, кроме этого цилиндра. Поскольку у цилиндра еще имелся остаток ресурса, решили все остальное заменить, а цилиндр поменять при случае, приурочив к каким-нить другим работам. Обыкновенный гидроцилиндр с регулируемой тягой, вего см 25-30 длиной. За время стоянки в эскадрилье, местные специалисты решили с этим лайнером разделаться один раз и забыть, сняли такой же цилиндр с другого самолета и поменяли, а то, что после замены каждой детали на шасси требуется гидровка то ли забыли, то ли забили.
В итоге нарисовалась следующая картина: на передней ноге шасси стоит замыкающий объединенный концевой выключатель, который срабатывает, когда передняя нога становится на замок. В этом концевике находится три микровыключателя, сигнал от одного идет на Тестер, от другого на лампочку на передней ноге, а третий на лампочку в кабине. Длина регулируемой тяги цилиндра раскоса индивидуально не подгонялась, а была отрегулирована "на глазок", т.е. два цилиндра положили рядом, прикинули и решили, что сойдет. И действительно, длины хватало, чтобы весь процесс уборки-выпуска шел успешно, стойка даже вставала на замок, но какой-то доли миллиметра не хватило, чтобы сработали все три микрушки, еще и скоростной напор помог. Ну а летчик видел на посадке красную лампочку и понять его можно. Разобрались в течение рабочего дня, несмотря на то, что закончилось все благополучно, вспоминать неприятно, потому как нервов помотали достаточно.
А мы в Каче с бортехом заруливали АН-12 в капонир, тягача нет, уговорили АПА-50. Так затолкнули, что вывернули нахрен двухзвенник подкоса и сорвали прилив стопора ограничителя разворота стойки, водило-то не с тягача! В советское время чем было хорошо? Да тем, что свалки были запчастей, цвет мет никому нахрен не нужен был. Нашли фрагменты передней стойки, свинтили двухзвенник, заменили, отрегулировали ДП-702 на глазок и все, никто ничего, только позже уже усекли на базе, что ограничитель срезан, но списали все на боевые действия. Вот такие мы, ИВАТУшники!
Факультет: СД Год поступления: 1973 Год выпуска: 1976 Зарегистрирован: Oct 30, 2007 Сообщения: 408 Откуда: Московская область
Добавлено: Ср Фев 11, 2009 10:08 am Заголовок сообщения:
sergfsiv писал(а):
Пока народ ищет, куда бы спрятать пустые бутылки, расскажу че-нить про авиацию
В этом концевике находится три микровыключателя, сигнал от одного идет на Тестер, от другого на лампочку на передней ноге, а третий на лампочку в кабине.
... но какой-то доли миллиметра не хватило, чтобы сработали все три микрушки, еще и скоростной напор помог
Очень внимательно, несколько раз и с большим интересом прочитал эту историю. Она уже тем хороша , что по прилипшим к циферблатам приборов стрелкам, никому не пришлось делать выводов о том, работал ли двигатель и какова была скорость...
Однако возник ряд праздных вопросов:
-Насторожила объединенная конструкция концевика. Не к тебе, Сережа , конечно вопрос, а почему не один микровыкльчатель с тремя парами контактов?
-А сам шток концевика регулируемый?
-Когда пилот садился в кабину "зеленая" горела?
- В теории раскос лишь контрит выпущенное и ставшее на гидрозамок шасси, а длина суммы звеньев образующих стрелу прогиба меньше той же суммы длин звеньев, но без прогиба, ты понял о чем я. Это как бы если человек колени подогнет- становится ниже.
- Определяющим и контролируемым (не знаю, как у вас было) размером являлась именно величина стрелы прогиба (как правило она невелика, составляла 8-12мм) , но которая регулировалась , в свою очередь, длиной штока этого цилиндра.
-И, наконец самый интересный для меня вопрос - действительно, почему давление воздуха, пройдя через аварийный переключатель, своими стапятьюдесятью атмосферами дожало кинематику до срабатывания концевика, а 220 ( у нас было 215-12атм) не смогло?Обычная физика-логика подсказывает, что усилия при аварийном выпуске стоек от пневматики на 46% были меньше.
Обычная физика-логика подсказывает, что усилия при аварийном выпуске стоек от пневматики на 46% были меньше.
Так ведь на то она и страна чудес, иной раз все копится, копится, но обходится, а в другой не проходит. Насколько я понимаю физику-логику, то выпуск в штатном режиме производится плавно через дроссели, хоть и большим давлением, а аварийный выпуск воздухом меньшего давления производится более энергично, с ударом, что и привело к срабатыванию концевика.
Факультет: СД Год поступления: 1978 Год выпуска: 1983 Зарегистрирован: Mar 07, 2007 Сообщения: 107 Откуда: Белгород
Добавлено: Ср Фев 11, 2009 11:14 am Заголовок сообщения:
На самом деле, тема спирта и бутылок не смешная, а трагичная! Сколько небоевых потерь в мирное время(ДТП, отравления, травмы и т.д). Сколько сломанных судеб, разрушенных семей .. Я служил в спиртоносной авиации, но, честное слово, лучше бы его не было. спокойнее бы всем было и меньше различных ЧП.
Факультет: СД Год поступления: 1978 Год выпуска: 1983 Зарегистрирован: Mar 07, 2007 Сообщения: 107 Откуда: Белгород
Добавлено: Ср Фев 11, 2009 11:42 am Заголовок сообщения:
Лучше расскажу интересный случай на тему нашей боеготовности, который произошёл со мной в начале 90-х годов прошлого века.
Ранним летним утром, в Кневичах, шёл я по генеральской дороге из столовой на стоянку. По этой дороге возили в своё время и Горбачёва, практически всех руководителей страны и Вооружённых Сил, которые прилетали во Владивосток и обратно, а также постоянно командование ТОФ. На аэродроме в это время базировались транспортный полк, , боевой ракетоносный полк и все обеспечивающие части. Примерно на полпути, прямо на середине дороги вдруг вижу лежит армейская кепка непонятного фасона зелёного цвета Подобрал, смотрю-звёздочка не нашего образца. Скорее всего китайского. До границы километров 300-400, не меньше. Вопрос: как она попала сюда ? Позже я прочитал где-то , что у спецназа многих стран есть фишка- чтобы обозначить своё пребывание в определённом месте, оставляют на виду какой-нибудь знак-отметку, мол были здесь, привет! Вот она наша боеготовность и охрана аэродрома. А кепку я выкинул в ближайшие кусты, чтобы избавить себя от дальнейшего длительного и неприятного общения с особистами.
Нет, все же жалко последних трех зубьев , даю еще подсказку.
Вода в баке использовалась только для умывания и к делу отношения не имеет. Бак стоял у противоположного торца, затененный зданием, часто шланг замерзал, чего с ним морочиться? Пожарные ведра, как тут верно подметили, хороши лишь по своему прямому назначению, а потому к ним никто и пальцем не прикоснулся, посмотрите, как они красиво висят! А теперь посмотрите шире , увидели Вот они, бутылочки
Нет, все же жалко последних трех зубьев , даю еще подсказку.
Вода в баке использовалась только для умывания и к делу отношения не имеет. Бак стоял у противоположного торца, затененный зданием, часто шланг замерзал, чего с ним морочиться? Пожарные ведра, как тут верно подметили, хороши лишь по своему прямому назначению, а потому к ним никто и пальцем не прикоснулся, посмотрите, как они красиво висят! А теперь посмотрите шире , увидели Вот они, бутылочки
Лучше расскажу интересный случай на тему нашей боеготовности, который произошёл со мной в начале 90-х годов прошлого века.
Позже я прочитал где-то , что у спецназа многих стран есть фишка- чтобы обозначить своё пребывание в определённом месте, оставляют на виду какой-нибудь знак-отметку, мол были здесь, привет!
Хорошо, что не встретили тех, кто кепочку подбросил...
Факультет: СД Год поступления: 1978 Год выпуска: 1983 Зарегистрирован: Sep 28, 2008 Сообщения: 184 Откуда: Уссурийск
Добавлено: Ср Фев 11, 2009 12:19 pm Заголовок сообщения: ВВС - страна чудес
Шишленко писал(а):
На самом деле, тема спирта и бутылок не смешная, а трагичная! Сколько небоевых потерь в мирное время(ДТП, отравления, травмы и т.д). Сколько сломанных судеб, разрушенных семей .. Я служил в спиртоносной авиации, но, честное слово, лучше бы его не было. спокойнее бы всем было и меньше различных ЧП.
Не могу не согласиться с моим однокашником (Саша привет!), зла эта штука принесла много, но бывают моменты, когда и спиртец на пользу идет. Поползаешь на карачках целый день на морозе да на ветру по плоскости в позе рака, вскрывая бак-кессон, вечером совсем никакой, а саун в наше время не было. Выручал только ОН, и согреет и ноющие мышцы расслабит, водка тут не поможет, слабо ей... Служил я в двух полках на "сухих" самолетах фирмы ТУ, кто хотел, всегда находил и там. Сам я никогда любителем не был, а сейчас и вообще почти ни-ни, и не с кем (имею в виду друзей ИВАТУШНИКОВ, с кем потерял связь), да и незачем. За не столь долгую жизнь не видел ни одного человека, которого бы эта штука сделала счастливым
Обычная физика-логика подсказывает, что усилия при аварийном выпуске стоек от пневматики на 46% были меньше.
Так ведь на то она и страна чудес, иной раз все копится, копится, но обходится, а в другой не проходит. Насколько я понимаю физику-логику, то выпуск в штатном режиме производится плавно через дроссели, хоть и большим давлением, а аварийный выпуск воздухом меньшего давления производится более энергично, с ударом, что и привело к срабатыванию концевика.
А с бутылками я еще вас помурыжу
Т.е. предполагается, что здесь просто иная динамика процесса, другая скорость нарастания давления, несмотря даже на сжимаемость воздуха, как аварийного рабочего тела и как следствие, инертность срабатывания исп. механизмов (цилиндров).
А бутылок набралось ровно две большие пожарные бочки, которые стоят рядом с пожарным щитом. Вот они, родимые, под тонким слоем воды виднеются. Я же говорил, смотрите ширше и вглубь . А в обязанности наряда входило утопление бутылок, которые сами по себе тонуть не хотели, и откачивание из бочек воды, чтобы не допустить разлива на пол от переполнения. Вот этой то водой и мыли пол.
Бить не будете? , если оставите в живых накалякаю еще чего-нибудь менее изощренного и в другую тему
Т.е. предполагается, что здесь просто иная динамика процесса, другая скорость нарастания давления, несмотря даже на сжимаемость воздуха, как аварийного рабочего тела и как следствие, инертность срабатывания исп. механизмов (цилиндров). [/quote
Всю динамику процесса рассказать не могу, поскольку не знаю того аппарата, что описан в истории, но на самолете ТУ-142 передняя стойка выпускалась гидравликой давлением 150 кгс/см2 в нормальном режиме довольно медленно. В случае зависания электромагнитного крана выпуска производится аварийный выпуск стойки с помощью ручного крана от той же гидросистемы, по времени не скажу, но по- моему столько же, суть процесса не меняется. Оба эти режима проверяются на земле при гонке шасси. Если откажет электронасос, в кабине был предусмотрен ручной насос, которым качать очень долго, но захочешь домой - накачаешь, тем более в передней кабине летунов7-8 человек. Но предусмотрен еще экстренный режим, если вся гидравлика сдохла, стойка выпускается сжатым азотом. При этом открывается входной люк, расположенный в нише передней ноги шасси, т.е. фактически это режим покидания самолета. Перед этим нужно еще сбросить давление в кабине. Поэтому работа стойки происходит быстро и по словам наших борттехников с таким сильным ударом, что портятся узлы крепления. Но мы этот режим у себя в эскадре никогда не проверяли, может в ТЭЧи, когда-нибудь, но я в свою бытность такого не помню.
Привожу цитату из инструкции бортовому технику изделия ВП.
"Давление в системе сжатого азота перед вылетом должно быть 150кгс/см2. Для выпуска передней ноги давление в системе должно быть не менее 80 кгс/см2." Таким образом давление на 46% меньше нормы вполне обеспечит выпуск, конструктора тоже не зря свои бублики грызут. Так чудес не бывает? или как?
Хороший хозяин, как только начинает примораживать, воду из бочек, даже пожарных, выливает иначе на следующий сезон останется без оных.
Бочки стояли в коридоре, рядом со входом в наше жилое помещение, а температура в помещении была вполне комфортная, я не помню, чтобы мы мерзли. Более того, тут уже кто-то писал на ветке про парашютные прыжки, что в сентябре купались в Джидинских карьерах, подтверждаю, мы делали то же самое. Да и для ИВАТУШНИКОВ, которые в течение 5 лет после зарядки и занятий физо смывали с себя пот водичкой из Ангары, а на ночь мыли ноги этой же самой водичкой, и сушняк лечили ею же это событие в разряд героических не попадает.
Хороший хозяин, как только начинает примораживать, воду из бочек, даже пожарных, выливает иначе на следующий сезон останется без оных.
Бочки стояли в коридоре, рядом со входом в наше жилое помещение, а температура в помещении была вполне комфортная
.
Не надо считать меня копеечником-правдоискателем и хлюздой однако , кто бы смог разглядеть ваши бочки по условиям задачи? Да еще бочки, стоящие в коридоре. Вот уж где азиат последние три зуба верхних потерял...
А еще мне очень понравились последние фотграфии выложенные неким "компрессором", это покруче Куршевеля и куда монументальнее. Если б еще привел некие пояснения... Классные снимки!
Ребята, кто сможет ответить, пожалуйста: каким образом проводилось очередное освидетельствование балонов для сжатого воздуха, как сосудов высокого давления (150атм), находящихся в стойках МиГ-23? Я раньше над этим не задумывался, а сейчас интересно.
Ребята, кто сможет ответить, пожалуйста: каким образом проводилось очередное освидетельствование балонов для сжатого воздуха, как сосудов высокого давления (150атм), находящихся в стойках МиГ-23? Я раньше над этим не задумывался, а сейчас интересно.
Не знаю конструкцию МиГ-23, но скорее всего, как у нас кислородные балоны. Прикручивают паспорт к ёмкости со спиртом и на рембазу, правда, в последнее время они стали предпочитать наличные.
Нет, уважаемый Борисыч, насчет прикрутить чего-либо к спирту, либо наоборот, мне это известно, меня интересует, как в идеале справлялись? Раньше котлонадзор был и сосуды наддувались на испытаниях водой давлением превышающим рабочее в соотвтствии с методиками испытаний. Водой для того, что бы при взрыве (если случится) не было разлета осколков т.к. она практически несжимаема. А здесь, что надо было стойки разбирать и везти на освидетельсьвование?
Однако возник ряд праздных вопросов:
-Насторожила объединенная конструкция концевика. Не к тебе, Сережа , конечно вопрос, а почему не один микровыкльчатель с тремя парами контактов?
Это действительно, к конструкторам вопрос, через руки оч.много разных концевиков прошло, в основном, фирмы Сухого, почти все они имели несколько микрушек внутри. я уже чисто машинально начинал их прощелкивать и всегда удавалось найти разницу между их срабатываниями, пускай даже совсем мизерную.
Ансеров писал(а):
-А сам шток концевика регулируемый?
-Когда пилот садился в кабину "зеленая" горела?
Да, шток концевика регулируемый и отрегулирован был после замены, поэтому и лампочка зеленая горела, иначе бы пилота никто в кабину не пустил Просто цилиндр поменяли после всех регулировок и гидровок, когда стойка жестко стояла на замке. Скорее всего, на гидровке все бы и всплыло, но гидровку после замены уилиндра никто не делал.
Ансеров писал(а):
- В теории раскос лишь контрит выпущенное и ставшее на гидрозамок шасси, а длина суммы звеньев образующих стрелу прогиба меньше той же суммы длин звеньев, но без прогиба, ты понял о чем я. Это как бы если человек колени подогнет- становится ниже.
- Определяющим и контролируемым (не знаю, как у вас было) размером являлась именно величина стрелы прогиба (как правило она невелика, составляла 8-12мм) , но которая регулировалась , в свою очередь, длиной штока этого цилиндра.
Все абсолютно точно подмечено, приятно общаться на одном языке со специалистами Именно за счет того, что шток цилиндра оказался чуть длиннее(т.е.стрела прогиба меньше) сумма длины звеньев оказалась чуть больше, чем должно быть при правильной регулировке, а это дополнительное, хоть и небольшое усилие против концевика замка выпущенного положения, плюс еще скоростной напор тоже оказался против. Думаю, что при эволюциях лампочка все же загоралась, так что разговор здесь можно вести даже не об отказе, а скорее, а сбитой регулировке и вполне объяснимой реакции пилотов.
Ансеров писал(а):
-И, наконец самый интересный для меня вопрос - действительно, почему давление воздуха, пройдя через аварийный переключатель, своими стапятьюдесятью атмосферами дожало кинематику до срабатывания концевика, а 220 ( у нас было 215-12атм) не смогло?Обычная физика-логика подсказывает, что усилия при аварийном выпуске стоек от пневматики на 46% были меньше.
Ну а здесь, как совершенно правильно заметил Aziat, все дело в динамике. Скорость выпуска шасси от гидросистемы ограничена дросселями и производительностью насосов(цилиндры большие, расход соответственный), а при аварийном выпуске весь воздух сразу поступает в цилиндры. После выполнения р/р производилась обязательная проверка аварийного выпуска шасси с контролем времени. Нормы сейчас не помню, но от аварийной системы шасси выпускались раза в 2-3 быстрее и на замки вставали с диким стуком, самолет на подъемниках качался, каждый раз боялись, что сорвется. Такая масса с разгону на любые замки встанет, если не сломает
Нет, уважаемый Борисыч, насчет прикрутить чего-либо к спирту, либо наоборот, мне это известно, меня интересует, как в идеале справлялись? Раньше котлонадзор был и сосуды наддувались на испытаниях водой давлением превышающим рабочее в соотвтствии с методиками испытаний. Водой для того, что бы при взрыве (если случится) не было разлета осколков т.к. она практически несжимаема. А здесь, что надо было стойки разбирать и везти на освидетельсьвование?
Дело знакомое, до училища я зкончил Пермский авиатехникум и на одной из практик попал в отдел механика в одном из цехов пермского моторного завода, мы там этим занимались - нкачивали воду ручным насосом, а потом балон определённое время находился под давлением. Затем, на специальном месте выбивали дату проверки и дату следующей ( если память не изменяет), сроки проверок на различных типах разные. Может на МиГ-23 сроки проверок от кап. ремонта до кап. ремонта самолёта или стойки, если у неё ресурс отличается от самолёта.
Факультет: СД Год поступления: 1973 Год выпуска: 1976 Зарегистрирован: Oct 30, 2007 Сообщения: 408 Откуда: Московская область
Добавлено: Пт Фев 13, 2009 9:58 am Заголовок сообщения:
Когда я служил в Германии техником (73-й Гвардейский ИАП), было у меня арочное укрытие, а в нем мне достался воздушный баллон 1938 года рождения, немецкий , расчитанный на рабочее давление 300атм, среди клейм о соответствующих освидетельствованиях была и птичка со свастикой. От наших баллонов по внешнему виду он неуловимо отличался и был чуть длиннее и тяжелее. Жалею сейчас, что не проявил должного внимания к истории техники и не сфотографировал "лэйбл". Вопрос - как ко мне этот баллон залетел? Отвечаю - Кетенский авиационный гарнизон, где мы базировались, строился до войны для Люфтваффе, соответственно и оборудование какое-то осталось.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах